Егор Нащочин: "Детей нужно готовить не к экзаменам, а к жизни"

Информационный портал DVhab.ru, 6 марта 2018 года.
Возраст: 25 лет. Родился: в Хабаровске. Учился: ДВГУПС, специальность «Физика и техника оптической связи», магистратура по специальности «Фотоника и оптоинформатика». Сейчас: преподает в двух школах — элективные курсы по физике и программирование в Математическом лицее, в школе № 47 — физику и астрономию. В ДВГУПС  — работает на кафедре «Вычислительной техники и компьютерной графики».

До дня рождения Хабаровска осталось всего ничего… DVhab.ru решил начать поздравлять город уже сейчас —  в первый день весны мы запустили новый проект под названием «Без ПОНТОВЫЕ люди». Ежедневно, вплоть до самого «Дня Х», будем рассказывать о каком-то одном человеке. Сегодня поговорим с парнем, который работает учителем. Простым таким школьным учителем астрономии. 

DVhab.ru: Всех участников этого проекта мы спрашиваем, как их лучше представить  читателю.

Нащочин: Учитель физики и астрономии. Сейчас я себя идентифицирую именно так. 

DVhab.ru: Как тебя в школу-то занесло? 

Нащочин: Кафедра, на которой я учился, — лучшее место для получения образования. Это был крутой коллектив преподов, а к студентам относились, как к коллегам. Если тебе было что-то непонятно, можно было подойти, и тебе все разложат по полочкам. Причем будут объяснять, пока ты не поймешь. Я все это намотал на ус, и теперь реализую, находясь, скажем так, по ту сторону баррикады. У меня нет разделения «учитель — ученик»: стараюсь оставаться своим парнем для ребят, но без панибратства с их стороны.

DVhab.ru: Какие они, современные хабаровские школьники? 

Нащочин: Раньше преподавал физику только в старших классах, а сейчас мне  дали еще и мелких — 6 класс. Донести до них информацию — это вообще челлендж! 

DVhab.ru: Как привить любовь к физике тем детям, которым она в будущем не пригодится? 

Нащочин: Вот и некоторые родители задают мне этот дурацкий вопрос! Что значит — не пригодится?! Даже если вы не планируете связывать с этой дисцеплиной, получая общее среднее образование, должены знать ее хотя бы в общих чертах. Если старшеклассник не сдаёт ЕГЭ по какому-то предмету, то это не повод на него забить. 

DVhab.ru: Ладно, успокойся, мы поняли, физика — это важно. А что насчет астрономии?

Нащочин: Как отдельный предмет, а не часть физики, она появилась только в этом году. Раз в год мы стабильно выезжаем с ребятами в поля. Только когда будешь писать текст, не ставь кавычки! Мы выезжаем в реальные поля, ночью, чтобы посмотреть на звезды. 

DVhab.ru: В этом есть необходимость? 

Нащочин: Это же те самые экскурсии с одноклассниками, которые потом ребята будут вспоминать и во взрослой жизни. Отправиться ночью за город смотреть на небо — это даже звучит круто. 

DVhab.ru: Как к вашим выездам относится руководство школы, родители учеников? 

Нащочин: Я пытаюсь не соприкасаться с административным ресурсом там, где могу справиться своими силами. Не прошу у школы никакие автобусы… это такая бюрократическая суета, что никуда ехать не захочешь. Спрашиваю разрешение у родителей, договариваюсь с друзьями, по машинам — и вперед!

DVhab.ru: И как дошел до жизни такой?   

Нащочин: Мой одногруппник — практикующий астроном. Через него я познакомился с людьми, которые прямо на коленках собирают телескопы, встречаются, смотрят на звезды. Мне пришла мысль: а почему бы и ученикам на практике не показать, что астрономия — это не скучный новый школьный предмет, а своего рода умение «путешествовать по небу». В классе мы составляем план: какие на небе звезды, туманности. А потом отправляемся за город.

DVhab.ru: Ты учитель, который интересно рассказывает, или который натаскивает на сдачу экзамена? 

Нащочин: Ох, как же сложно найти баланс! Но я делаю выбор в пользу интересной подачи материала. Спасает то, что далеко не все у меня сдают ЕГЭ. Мы не должны готовить детей к экзаменам, мы должны готовить их к жизни! Если то, что я даю ученикам, пробудит у них интерес и дальше копаться в теме, — это будет лучшим результатом моей работы. 

DVhab.ru: Три проблемы школьного образования, с которыми тебе приходится сталкиваться?

Нащочин: Часов мало! Во-первых, объем информации, которую нужно выдать, постоянно растет, а часы — нет. Ну невозможно в непрофильном классе за два часа в неделю качественно научить физике. Во-вторых, мало в медийной среде примеров успешных ученых. 

DVhab.ru: Почему не уезжаешь из Хабаровска?

Нащочин: А почему я должен? Хочу жить здесь, и жить нормально. В городе много людей ,которым не всё равно. У нас есть, например, очень крутые урбанисты.

DVhab.ru: Так, давай подробнее! 

Нащочин: Есть такие люди в Хабаровске, которые помогают выстраивать коммуникацию между субъектами города, занимаются перезагрузкой общественных пространств. Например, сейчас много успешных проектов сотрудничества управляющих компаний с мастерами стрит-арта. Это такая история про здравый смысл.

DVhab.ru: Как ты, физик, оказался в этой тусовке?

Нащочин: Увидел паблик в «Контакте» о покраске «Тургеневской лестницы». Я был в отпуске и решил помочь. 

DVhab.ru: Три проекта урбанистической направленности, которыми ты гордишься. 

Нащочин: 1. Уже названная «Тургеневская лестница». 

2. «Сквер Деда Матвея». Там есть скамья в виде рояля. Приложил к ее созданию руки. Сделал ее максимально антивандально. Применял, кстати, знания об оптике — это чтобы ты не подумал, что я вообще никак свои теоретические знания в жизни не применяю. 

3. Участие в образовательном форуме «Поколение ПРОФИ-2016». Я для себя открыл студентов ССУЗов. До этого вообще смутно себе представлял, что это за люди. А это такие деятельные и адекватные ребята. Реально, за ними будущее. 

DVhab.ru: Твое пожелание Хабаровску.

Нащочин: Парни, девушки, не бойтесь идти работать в школу! Да, будет трудно. Да, платят далеко не миллионы. Но когда костяк работающих сейчас учителей уйдет на пенсию, кто будет учить ваших же детей? Есть безумно крутые молодые школьные преподы, которые на литературе рассказывают про Оксимирона, на физике — про Илона Маска. За ними будущее. 

Беседовал Денис Ковалёв.

https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/03/06/79839/