Трансграничное сотрудничество в Хабаровском крае: Со ссылкой на Хоргос

Газета «Молодой дальневосточник», 1 декабря 2017 года.
Планируется развивать российско-китайское сотрудничество на Большом Уссурийском острове.
Восточный экономический форум, который в сентябре в очередной раз принимала приморская столица, неожиданно оказался прорывным и для хабаровской столицы. В числе поручений президента, переданных правительству для реализации, появился пункт о создании грузопассажирского пограничного перехода на острове Большой Уссурийский. Можно сказать, в пригороде Хабаровска.

 Что видно из окна

В предшествовавшие годы заявлялось исключительно о пассажирском переходе и  освоении Большого Уссурийского с упором на туристско-рекреационную деятельность. Причем китайская сторона в этом направлении преуспела. С 2008 года, когда остров ниже устья Уссури площадью до трехсот пятидесяти квадратных километров был разделен между государствами-соседями, подданные Поднебесной возвели парк водно-болотистых угодий, гостиничный комплекс в деревянном исполнении, этнографическую нанайскую деревню. Это не считая вантового моста, гигантской пагоды - буддийского храма, который жильцы хабаровских высоток лицезреют  из своих окон, как и не менее впечатляющий иероглиф, обозначающий восток. Действительно, остров Черного Медведя, как называют в КНР Большой Уссурийский, - самая восточная точка Китая.

Российской стороной был построен мост в окрестностях села Осиновая Речка Хабаровского района. Что касается стадиона, этнографической казачьей деревни, ипподрома, то эти объекты  по-прежнему на бумаге.  Невиданное наводнение 2013 года остановило  создание туристско-рекреационной зоны. Приоритетом стало берегоукрепление, но федеральные миллиарды направляются  прежде всего на защиту населенных пунктов, что подтверждает дамба, появившаяся в Индустриальной районе Хабаровска. На очереди берегоукрепление Комсомольска-на-Амуре.  Очередь до Большого Уссурийского, похоже,  дойдет нескоро.

Год назад на заседании общественного совета регионального минпромтранса член совета директоров Корпорации по развитию Хабаровского края  Дмитрий Ноженко поставил вопрос о трансформации намеченного пассажирского перехода на Большом Уссурийском в грузопассажирский.  Без ущемления туристско-рекреационной составляющей грузовой трафик представлялся выходом из тупика благодаря расширению инструментария для решения насущных задач, включая берегоукрепление. 

Парадоксально, но факт: выступление вызвало критику, в том числе представителя полпредства, но получается, что доводы хабаровского эксперта  услышали на самом верху.  На заседании общественного совета минпромтранса 15 ноября с.г. Дмитрий Ноженко уже в качестве председателя наблюдательного совета Дальневосточного центра инфраструктурного инвестиционного развития выступил с новой инициативой. Она предполагает создание на Большом Уссурийском международного центра трансграничного российско-китайского сотрудничества.

 На 107-м автобусном маршруте

Природная обособленность острова упрощает формирование особого правового режима, включающего в себя как российскую, так и китайскую территории.  А этот режим, в свою очередь,  благоприятствует  функционированию зоны беспошлинной торговли,  утверждению нулевых таможенных ставок,  запуску концессионных сделок.  Цель - появление на свет Азиатско-Тихоокеанской ярмарки, объединяющей промышленные и продовольственные группы товаров.  «И это в пятнадцати минутах езды на автомобиле из центра Хабаровска», - напомнил Ноженко.

Пусть не в пятнадцати, а в тридцати и даже в сорока пяти, ибо трасса 107-го пригородного маршрута, подходящая к переходу на Большой Уссурийский, нуждается в расширении, тем не менее проект Азиатско-Тихоокеанской ярмарки заинтриговывает.

Пока к ее кровеносным сосудам можно отнести планируемый грузопассажирский переход и уже сформировавшуюся дорожную сеть. С российской стороны - это магистрали, связывающие Дальний Восток с другими частями страны, это проезд к портам Ванино и Советская Гавань. С китайской стороны -  это дороги, ведущие из уезда Фуюань в Харбин, столицу северо-востока КНР, и далее в Пекин. В случае успешного старта Азиатско-Тихоокеанской ярмарки автомобильный трафик наверняка подкрепят железные дороги обеих стран. 

А ведь не меньше планов и эмоций звучало полтора десятка лет назад, когда в Бикинском районе обустраивался грузопассажирский переход Покровка - Жаохэ. Ожидалось, что грузы северо-востока Китая по трассе Ванино - Лидога через порты хабаровского приморья  пойдут в южные провинции КНР, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Бикин, самый южный город края, должен был прирастать таможенными складами, гостиницами, общепитом и автосервисом. 

Планы не сбылись. Более того, единственный в крае переход на границе с КНР в последние годы теряет грузы и пассажиров. По данным главы ассоциации «Хабаровскавто» Виктора Шпакова, переход работает вполсилы.  Уместно напомнить прозвучавшее год назад на заседании общественного совета резюме советника полпредства Михаила Потанина.  «От вербальных обсуждений надо переходить к конкретике. Какие пункты пропуска в крае есть, насколько они загружены, что представляет собой структура грузов? - задавал он риторические вопросы. - ТОСЭРы и свободный порт создаются под конкретный спрос. Добиваться принятия решения, а потом называть инвесторов, которые вложат средства и окупят бюджетные затраты, обеспечивающие инфраструктуру, не совсем правильно…».

Реакцию на выступление Ноженко год назад вряд ли стоило вспоминать, если бы Дмитрий Юрьевич, презентуя проект международного центра трансграничного российско-китайского сотрудничества, назвал хотя бы парочку фирм, которые готовы подставить плечо, верней, вложить капитал. Увы…

- Где проект обоснования инвестиций? - прямо спросил его Владимир Крапивный, четверть века руководивший ДВЖД, а теперь представляющий дорогу в общественном совете. - Пока я слышу только декларирование.

- Не прозвучало даже намека на бизнес-план, - вторил доктор технических наук, заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» ДВГУПСа Александр Балалаев.

Лесопромышленник Александр Сидоренко, сегодня больше известный как заказчик-застройщик первого в Хабаровске небоскреба, поддержал аргументацию докладчика, заметив, что настоящий бизнес предпочитает не трубить о своих планах. Между тем печальный пример портовой особой экономической зоны в Советской Гавани, в обустройство которой государство вложило миллионы, показывает, что бизнес склонен, скорей, к декларациям, чем к инвестициям. Да и в ТОСЭРах  между заявленными и  вложенными суммами  - дистанция огромного размера.

 Запрыгнуть в последний вагон

Прозвучали на заседании совета и другие доводы. Его председатель Вадим Ковшар  склонен считать незавидное освоение  Большого Уссурийского следствием лоббирования краем-соседом своих  интересов, ведь грузопоток из приграничных китайских провинций в приморские порты  набирает обороты. Требуется уточнение, что там не только автомобильные, но и железнодорожные переходы, коих Хабаровский край не имеет. Доктор технических наук проректор ТОГУ Игорь Пугачев, поддержав идею о создании центра трансграничного сотрудничества, назвал ее попыткой запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.  Он имел в виду освоение Северного морского пути, сокращающего путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Контейнерный трафик из северо-востока КНР в порты Ванино и Советской Гавани мог бы стать заметной составляющей грузооборота  Севморпути. 

Дмитрий Ноженко реагировал на каждое выступление: благодарил за поддержку и критику, что-то уточнял, кого-то опровергал, используя при этом модные словечки «креатив», «площадка», «резидент». Упоминание практик Сингапура и Гонконга применительно к Большому Уссурийскому вызвало неприятие доцента Балалаева. «Причем тут Сингапур и Гонконг, когда мы обсуждаем обычное приграничное сотрудничество!» - бросил в сердцах Александр Сергеевич. 

Ссылался Дмитрий Юрьевич и на Хоргос. Разъяснение для несведущих: Хоргос - это центр приграничного сотрудничества на границе Китая и Казахстана близ одноименного казахского села. Там разрешена беспошлинная торговля, но по сути - это большая барахолка, вероятно, самая большая в Центральной Азии. Но зачем она на Большом Уссурийском? Разве мало площадей на хабаровских рынках Навруза Мамедова, в ЦУМе и «Большой медведице», других старых и новых торговых центрах?

В дискуссии на общественном совете не был упомянут железнодорожный мост в Еврейской автономии, который в будущем году соединит Нижнеленинское и Тунцзян. По этому мосту пойдут составы с окатышами - продукцией Кимкано-Сунтарского горно-обогатительного комбината, пущенного на базе железорудных месторождений в Облученском районе. Как нетрудно догадаться, из окатышей уже на китайской территории будут выплавлять металл.

Иначе говоря, новую жизнь переходу Ленинское - Тунцзян дает экономика, а не чья-то благонамеренность. То же происходит в Амурской области, где на китайские кредиты возводится автомобильный мост, призванный соединить Благовещенск и Хэйхэ. Почему китайская сторона согласилась профинансировать стройку? Потому что она заинтересована в минимизации расходов на поставку сои, производство которой ежегодно увеличивается в Амурской области.

Не секрет, что Китай покупает военные самолеты, выпускаемые в Хабаровском крае на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе. Правда, для их перегона не нужны ни мосты, ни трансграничные переходы.

 Михаил Карпач