Крепкая закалка

Газета «Дальневосточная магистраль», №3 – 15 января 2019 г.
Алексей Шеловилов: «Я хочу, чтобы молодые вагонники гордились своим делом».
«Железнодорожный спецназ» – именно так называет своих коллег-вагонников мастер участка производства ПТО станции Уссурийск Алексей Шеловилов. И он прав: попробуй оперативно найти и устранить неисправность, когда на улице мороз и ветер или жара, раскаляющая рельсы. Поэтому «штучных» специалистов здесь растят, вкладываясь в них не только профессионально, но и личностно.

Мы стоим с Алексеем Шеловиловым на небольшом учебном полигоне у грузового вагона, используя который будущие осмотрщики-ремонтники проходят курс «молодого бойца»: тренируют глаз на дефекты, учатся по назначению использовать инструменты, одним словом, узнают основные премудрости профессии. А мимо бесконечно проносятся поезда, усиливая своё присутствие оглушительными гудками и грохотом. Именно там, в «поле», и происходит серьёзная закалка, которая делает из вчерашних мальчишек настоящих мужчин. И помогают им в этом пример и поддержка товарищей, корифеев, отдавших себя любимому делу. 

– У нас трёхступенчатая система наставничества, в которой не только начальник ПТО или мастер курируют новичка, но и его коллега, недавно прошедший путь становления, – говорит Алексей Шеловилов. – Если первогодку не помочь справиться с эмоциональной нагрузкой, не объяснить, что его ждёт впереди, он, сломавшись, уйдёт. А преодолев этап адаптации, стажёр сможет понять, прочувствовать специфику работы и осознанно войти в профессию. 

Вагонное хозяйство Владивостокского региона магистрали – одно из самых хлопотных. У узловой станции Уссурийск, где находится ПТО, – серьёзная миссия. Она перераспределяет грузовые потоки, идущие в порты и погранпереходы. 

– Поэтому работы нам хватает. Один осмотрщик-ремонтник за смену проверяет около 150 вагонов. Произошли изменения по гарантийным «плечам» обслуживания: если раньше мы давали гарантию на пробег 600–700 км, то сейчас – 1200 км, а в будущем «плечо» составит 3000 км, – отмечает Алексей Шеловилов. – В настоящий момент идёт реконструкция станции Уссурийск, нечётный парк будет удлинён на 500 м. Всё это, безусловно, налагает повышенные требования к нам и, соответственно, к техническому состоянию подвижного состава. 

Алексей Витальевич в профессию попал не случайно.

– Брат отца трудился на железной дороге, он и посоветовал мне продолжить его дело. После 9 класса я подал документы в Уссурийский железнодорожный техникум, с отличием окончил его и по целевому направлению поступил в ДВГУПС, продолжив изучать вагонное хозяйство, – рассказывает он. – Когда начал работать на ПТО станции Находка, по-настоящему понял, что мне профессия интересна и близка, и с головой окунулся в новое дело. Был осмотрщиком-ремонтником, бригадиром текущего отцепочного ремонта, бригадиром механического цеха эксплуатационного вагонного депо Уссурийск, а теперь моя должность – мастер на ПТО. В моём подчинении 85 работников. И каждому нужен индивидуальный подход.

Именно поэтому Алексей Шеловилов часто сам выходит «в поле». Общение в кабинете – малоэффективно, уверен он. 

– Разбор ошибок с новичком лучше провести у вагона, поговорить с человеком, настроить на работу, поддержать, – говорит он. – Передавать традиции молодёжи помогают и наши опытные наставники: Владимир Титков, Алексей Мелкозеров, Сергей Ростов. Повторюсь, вырастить хорошего специалиста, на которого можно положиться, в нашем деле непросто. На этот процесс уходит года три. И общие усилия дают положительные всходы: текучка кадров, по сравнению со сложным 2015 годом, снизилась в два раза.  

Наталья Кузьмина