Студенты бывают разные, даже безобразные

Газета «Тихоокеанская звезда», №14 – 25 января 2019 г.
Сегодня праздник у огромного числа россиян. У всех, у кого в жизни была прекрасная студенческая пора, у кого за плечами университеты, институты, академии… С Татьяниным днем вас, друзья, с Днем российского студенчества!

Спасибо императрице Елизавете Петровне, подписавшей в 1755 году Указ об открытии первого российского вуза. Московский университет с тремя основными «китами» наук - юридическим, медицинским и философским факультетами - стал началом новой эпохи в жизни государства. Императрица понимала, что учить людей надо…

С тех пор студенты и учатся. Поколения сменяют одно другое, а «хвосты» и «пары» по-прежнему актуальны. Хотя, конечно, у каждого времени свои отличия. У нас, например, это были обязательные выезды на уборку картошки в колхозе, стройотряды, ремонт факультета, ежегодная практика по специализации, летние молодежные лагеря отдыха.

Сегодня студент обходится без картошки и без практики, в стройотряд едет по желанию, а отдыхать при наличии средств. Изменились условия приема в вузы, да и молодые люди нынче совсем другие. Но все равно студенческие годы остаются в памяти у всех как самые замечательные и счастливые. 
Бессонные ночи во время сессии, когда нужно запомнить сразу все и по всем предметам. Веселые вечеринки с танцами до упаду. Анекдоты про военную кафедру с картиной «Среди дубов» и стишок «Если хочешь стать солдатом, то пошли декана матом!». А студенческое недоедание и недосыпание? Это вообще отдельная тема для шуток.

Правда, говорят, студент теперь пошел не тот. Преподаватель ДВГУПС перечислила отличия нынешних ее учеников: ленивые, расхлябанные. Считают, что им все всё должны. Не хотят ничего делать, мало думают самостоятельно. 

Постоянно сидят в гаджетах, привыкли все качать из Интернета, который для них как Библия. Считают, что, если в Википедии написано, это неоспоримо, а то, что ее можно самостоятельно исправить, даже не знают.

Очень много инфантильных, не понимающих, зачем они в вузе, что здесь делают. Нет цели: родители отправили - вот и все. Бывает, что вначале это просто какие-то дикие звери из дикого леса. И приходится воспитывать, объяснять элементарные вещи: что хорошо, что плохо, что такое вуз, как говорить, как одеваться, как вести себя с однокурсниками и преподавателями… 

Некоторым вообще не место в университете, таких и видно сразу. В конце концов отчисляют, но сколько времени потрачено зря. Кое-кто приходит «пересидеть» до армии - если возвращаются потом, это уже совсем другие люди. Сознательные и понимающие, что хотят.

По ее словам, есть такие группы, куда она ходит «как на войну». Студенты вообще всех проверяют на прочность, и довести до белого каления преподавателя - это особое «мастерство». И приходится держаться, как говорится, кто кого. 

Старается достучаться до разума, многолетний опыт помогает. А молодые преподаватели, бывает, и срываются. «В общем,- пошутила она,- студент бывает разный, даже безобразный!» Однако ребята, которые выбрали специальность сами, знают, что это за профессия, и они мечтали именно о ней,- совсем другое дело. Эти «грызут» гранит науки вдумчиво и старательно.

Профессор Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС. Татьяна Ярославцева убеждена, что, если студенты приходят за знаниями, они и будут учиться. А если просто нужен документ, то проскочили эту студенческую пору за одно мгновение, получили диплом, и все. По сути, многие не понимают, куда они идут. И не хватает времени, чтобы поняли.
По мнению профессора, очень много случайных людей приходит в систему госуправления ради карьеры. Есть и студенты, которые говорят: «Я в органы пойду, место есть, у меня там уже все схвачено». 

Часть их стремится туда, потому что видят: люди, которые работают в органах власти, живут лучше, там выше обеспеченность и возможность приобретения каких-то благ. А кому хочется плохо жить?!

Преподаватель взяла кураторство на первом курсе: группа была набрана сильная, с хорошими баллами на ЕГЭ, но после сдачи первой аттестации больше половины студентов оказались не аттестованными по гуманитарным наукам. 

«Я была страшно разочарована,- рассказала Татьяна Александровна.- К сожалению, сегодня школа выпускает «кнопочников». Они не умеют учиться. Хотя думать они умеют, найти любую информацию - запросто, но высказать, выразить мысль не умеют. 

Проблема первого курса - это дети, не умеющие выразить свою мысль, т.е. проговорить. Стопроцентный отпечаток накладывает и бесконечное «сидение» в гаджетах. Приходится помогать начинать учиться. 

Только к сессии чувствуются изменения, ребята начинают говорить и свободно высказывать свое мнение, исчезает страх сказать «не так», выработанный в школе, где теперь, наверное, выражать свою мысль не надо вообще - выучил абзац, и все».

Вместе с тем, какие бы студенты ни были, они нужны каждому вузу. Без них учебное заведение перестанет существовать. Но среди них должна быть конкуренция. Профессор Ярославцева считает, что у вуза должно быть «имя». Как знак качества. 

Когда даже выпускника-троечника такого «именного» института или университета охотно возьмут на работу, потому что знания у него все равно лучше. Впрочем, как говорит ведущий одной телепередачи, это совсем другая история. А сегодня - с праздником, товарищи студенты всех времен и всех вузов!

Марина Дерило.