Образование без прорех

Газета «Гудок», №90 – 1 июня 2015 г
Выпускники вузов и техникумов настолько готовы к работе, насколько они сами хотят работать.
Уже совсем скоро, получив дипломы, выпускники высших и средних специальных учебных заведений сменят свой статус со студентов на молодых специалистов. Что ждёт за этим поворотом судьбы и их, и их будущих работодателей: разочарование или первый шаг на пути к профессиональной состоятельности?

Практический недостаток 

«Готовить специалистов надо так, чтобы после получения диплома я устроился на работу, прошёл инструктаж – и стал полноценным членом бригады», – говорит недавний выпускник инженер производственно-технического отдела Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Михаил Галкин. 

Но, по его мнению, вчерашним студентам не хватает практики, чтобы считаться готовым специалистом, на переподготовку которого предприятию не надо тратить деньги. 

Впрочем, как показало анкетирование на той же Южно-Уральской, большинство молодых специалистов получили неплохое специальное образование – и по объективной оценке, и по субъективной. Руководители структурных подразделений поставили «отлично» за профподготовку 22% выпускников, «хорошо» – 56%, «удовлетворительно» – 21%. Эти цифры схожи с самооценкой вчерашних студентов: 74% полностью удовлетворены качеством полученных знаний, 25% – частично.

Проректор по учебной работе и производственному обучению СамГУПСа Владимир Покацкий оценивает уровень подготовки своих выпускников на четвёрку. Средняя оценка работодателей, согласно анкетированию, на уровне 3,75. 

Большинство – 80% – молодых специалистов ЮУЖД утверждают, что им не хватает практических навыков. Этот недостаток, по словам заместителя начальника службы управления персоналом ЮУЖД Ольги Кодинцевой, отметили во всех дирекциях, предложив увеличить продолжительность практики. «Например, стажировку дежурных по станции приходится продлевать с месяца до двух с половиной», – подтверждает начальник отдела управления персоналом Вологодского центра организации работы железнодорожных станций Алексей Соколов. 

«Многие молодые специалисты, которые приходят к нам работать, технически безграмотны. Что-то слышали о профессии, но ни навыков, ни умений у них нет, – говорит начальник Свердловской дистанции СЦБ Сергей Комиссаров. – Был случай, когда к нам по специальности устроилась выпускница отраслевого вуза, обладательница гранта. Спрашиваю её: чем отличается МПЦ «Эйбилок-950» от МПЦИ? Это азы, но девушка их не знает. Звоню в университет: как же так? Оказывается, она активно участвовала в общественной жизни вуза. Но производству нужны специалисты, а не общественные деятели». 

Руководители отраслевых вузов согласны, что с получением практических навыков у студентов не всё обстоит так, как хотелось бы. «По государственным образовательным стандартам длительность практики по ряду направлений сократилась до двух недель вместо прежних полутора-двух месяцев. Как за две недели студент освоит практические навыки, как оформить его на работу на этот срок, чтобы он принял участие в реальном рабочем процессе? – недоумевает проректор по воспитательной работе и связям с производством ПГУПСа Пётр Рыбин. – Решение проблемы – круглогодичные и сезонные производственные студенческие отряды, распределённая практика». 

По словам проректора по учебной работе и связям с производством УрГУПСа Евгения Малыгина, с сентября начнут действовать новые стандарты, которые предусматривают удлинённую практику. «Она будет проходить после 3–4-го курсов, тогда можно будет говорить о том, что учащиеся получат реальные знания. Тогда работодатель сможет сделать вывод, готовы они к работе или это всё ещё дети, которые не сознают ответственности работы на транспорте», – подчеркнул он. 

Ещё учить и учить 

А осознанный выбор профессии, увы, свойствен не всем. «Большинство новичков – достойные специалисты, но порой встречается такое: приходит девочка, которая боится всего, а потом говорит: лучше уволюсь, потому что вообще ничего не понимаю. А ведь четыре года отучились в техникуме», – говорит заместитель начальника Читинской дистанции электроснабжения по кадрам и социальным вопросам Алексей Иванов. 

«Выпускников техникумов нужно учить и учить, – свидетельствует председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Балашов Александр Серов. – Начальник депо, прежде чем выпускать в работу, проводит с ними собеседование. Задаёт вопросы несложные, уровня ПТУ, но отвечают не все, приходится доучивать». 

Схожим образом «тестирует» стажёров и начальник станции Барановский Сергей Коваленко. «Выпускники, как правило, имеют слабую профильную подготовку, не знают основных инструкций, на которых фактически строится вся работа станции, – рассказывает он. – За четыре месяца стажировки даже при хорошем наставнике ликвидировать этот зазор сложно». 

«Вчерашним выпускникам не хватает информации о процессах, происходящих в компании, – указывает на ещё один пробел заместитель начальника Владивостокского регионального центра связи по кадрам и социальным вопросам Максим Екименко. – Им не знаком процесс взаимодействия смежных служб, не знают, чем конкретно занимаются предприятия. Приходится начинать с «политинформации». 

Молодые специалисты Южно-Уральского ИВЦ в ходе упомянутого анкетирования предложили включить в программу обучения «Общий курс железных дорог». В региональной Дирекции управления движением считают, что студенты должны изучать новые, прогрессивные технологии, методы работы, приспособления и механизмы. В Дирекции связи уверены в необходимости стажировки преподавательского состава на производстве, чтобы вузы не отставали в изучении внедряемой на предприятиях аппаратуры. 

«Транспортная база в наших вузах достаточно хорошая, но она сформирована ещё во времена МПС. Проблема в том, что скорость модернизации оборудования очень высока, парк локомотивов обновляется быстро, оперативно заменяется система автоматики и электроники. В итоге есть отставание технического оснащения вузов от производства, но за счёт того, что на предприятиях открываются базовые кафедры, это отставание удаётся нивелировать», – комментирует Владимир Покацкий. 

Впрочем, многое зависит и от желания новичков овладеть профессией. «Выпускники настолько готовы к работе, насколько они сами этого хотят», – уверен он. 

«Выпускники, с которыми мне приходилось работать, – с качественной подготовкой, основательными теоретическими знаниями, – согласна начальник станции Перевозская Елена Дубровина. – Хотя практических навыков, конечно, на первых порах не хватает. Но главное, в них заложено важное умение – заниматься самообразованием, изучать документацию, и очень скоро у них всё начинает получаться». 

На предприятиях по мере сил стараются восполнить недочёты подготовки новых работников. 

«Мы сами участвуем в подготовке молодых специалистов, – продолжает Елена Дубровина. – На нашу станцию приезжают из Алатырского техникума на практику будущие движенцы, впервые садятся за пульт дежурного». 
«Последние два года мы стараемся хотя бы минимально оплачивать труд практикантов – это уже какая-то мотивация, – дополняет Максим Екименко. – Ведь им приходится начинать с низкоквалифицированной работы, так как практических навыков в профессии нет никаких». 

Всё и сразу не бывает 

Некоторые молодые специалисты не задумываются над тем, что путь наверх начинается с самой нижней ступеньки. «Нынешние выпускники хотят сразу получать высокую зарплату, а вот уложить кабель у них стремления нет, и к работе глаза не горят. Таких молодых специалистов – 75%», – отмечает Сергей Комиссаров. 

«Сегодняшние выпускники очень амбициозны, – подтверждает Алексей Иванов. – Например, приходит и говорит: хочу быть начальником. Спрашиваю в ответ: кого из имеющихся начальников и за что уволить, чтобы ты стал начальником?» 

«Сейчас молодёжь хочет всё и сразу, вот и уходят, когда видят, как ожидания разбиваются о жёсткую реальность, – говорит заместитель начальника вагонного ремонтного депо Иркутск-сортировочный по кадрам и социальным вопросам Алексей Степанов. – Многим не хватает выдержки, чтобы последовательно пройти все ступени, а их нужно проходить обязательно, чтобы изнутри знать все процессы». 

«Важно, чтобы абитуриенты, выбирая специализацию при поступлении в вуз, чётко представляли, чем они будут заниматься в рамках выбранной профессии, – считает Владимир Покацкий. – Поэтому особое внимание надо уделять и довузовской подготовке, профориентации ребят». 

«У ребят с высшим образованием разочарование в работе в последнее время наступает часто: им подавай кресло хоть маленького, а начальника, большую зарплату и быструю карьеру. В прошлые годы это было более редким явлением, – рассказывает Александр Серов. – К примеру, пришёл к нам парень – умный, старательный, подкованный. Поставили его технологом. Посмотрел он на особенности работы, на зарплату да и уволился. Студентом в Москве он на случайных подработках получал больше денег, чем у нас технологом». 

Путь по железнодорожной карьерной лестнице действительно тернист. «Есть такая проблема: выпускник вуза с дипломом инженера приходит к нам устраиваться на работу, и согласно Положению о молодом специалисте мы должны его трудоустроить по полученной специальности в течение года, – делится Алексей Иванов. – А на какую должность его принимать? Мы ведь не держим инженерные вакансии специально для него. То есть человек приходит на рабочую должность. Но у него нет документов, свидетельств и т.д. о приобретении рабочей профессии. И принять его изначально мы можем только монтёром контактной сети по минимальному разряду плюс параллельно учить рабочей профессии – шесть месяцев этим занимается техшкола». 

Ещё одна проблема – географическое место работы. «Многие выпускники хотят работать на узловых станциях в крупных городах или райцентрах, а не в маленьких населённых пунктах, – говорит Алексей Соколов. – И даже подъёмные 250 тыс. руб. для них недостаточная мотивация к работе на малодеятельных станциях. 

У нас пять таких станций, дали объявления в Ярославле и Петербурге, но пока звонков не поступало». 

Если ситуация такова практически в центре России, то что говорить, к примеру, о Забайкалье. А там на проблему накладывается ещё один, по выражению Алексея Иванова, парадокс: «Города Хилок, Борзя, Шилка, Чернышевск, Могоча попали в перечень населённых пунктов с тяжёлой демографической ситуацией, где молодому специалисту положены подъёмные (ежегодная выплата 250 тыс. руб. не более четырёх лет подряд), а посёлок Карымская – почему-то нет. А ведь это очень ответственный узел на дороге, который активно развивается. Нет в перечне и некоторых других населённых пунктов, тоже малонаселённых и куда также трудно привлечь молодёжь». 

Будущее начинается сегодня 

Конечно, несмотря на проблемы подготовки и мотивации молодых специалистов, ежегодно на предприятия компании вливаются свежие кадры, за которыми – будущее железных дорог. И практически все собеседники «Гудка», рассказывая об описанных выше сложностях, приводили и другие примеры. 

«В прошлом году приняли трёх молодых девушек, – говорит Сергей Комиссаров. – Одна была с завышенными требованиями и стремлением секунда в секунду уйти с работы, она продержалась недолго, на двух нарадоваться не можем, будет из них толк. Пример желания, старания и умения – недавний выпускник Александр Обоскалов – председатель совета молодых специалистов. В нём гармонично всё, и общественная работа не идёт в ущерб производству. Он начальник участка и в ближайшее время станет заместителем начальника дистанции. Вот таких выпускников хотелось бы видеть больше». 

«Двое молодых специалистов, которые работают у нас дежурными по станции, Марина Логинова и Константин Баландин, – ребята старательные, ответственные, умеют вести себя с коллегами, – рассказывает начальник станции Перевозская Елена Дубровина. – Недавний весенний комиссионный объезд начальника дороги пришёлся как раз на смену Константина. Баландин показал отличные знания и умения, ответил на самые сложные вопросы. Он работает третий год после Алатырского техникума железнодорожного транспорта (филиал СамГУПСа). Сам родом из Мордовии, начинал дежурным на станции Родяково, у нас – пятый месяц. Включён в кадровый резерв начальников станций и собирается получать высшее образование. Думаю, у него очень хорошее будущее». 

Есть подобные примеры и на ДВЖД. Так, в прошлом году Владимиру Коновалову, выпускнику ДВГУПСа 2012 года, и его коллеге Кириллу Демченко было предложено закрыть вакансии на приграничной станции Хасан. «Владимир принял на себя руководство коллективом, а параллельно участвовал во всех обучающих школах. Год практики и тренинги помогли ему приобрести необходимые компетенции и ощутимо поднять планку, показав отличные возможности для дальнейшего развития. Молодой руководитель изменился и внешне – появились уверенность и отличная выправка», – отметила заместитель начальника отдела управления персоналом и социального развития Владивостокского центра организации работы станций (ДЦС) Виктория Бударина. 

Любое обучение, продолжает она, всегда даёт двойной эффект. Профессиональные компетенции развиваются и у учеников, и у наставников. Происходит процесс взаимного обогащения и профессионального роста. Поэтому наравне с опытными наставниками в Центре стали подтягивать к преподаванию вчерашних резервистов. «Например, ревизор движения отдела безопасности и движения Владивостокского ДЦС Денис Беляков в недавнем прошлом возглавлял станцию Надеждинская, и его свежий карьерный опыт тоже очень ценен. Он говорит с молодым поколением на одном языке, знаком с проблемами адаптации и роста, подводными камнями, которые появляются на пути у начинающих руководителей», – рассказала Виктория Бударина. 

Для обучения привлекаются также профсоюзы. К тому же знакомство с особенностями работы, с инструментами, которыми владеет Роспрофжел, тоже немаловажно для молодёжи. 

Одним словом, на Дальневосточной дороге стараются организовывать обучающие площадки для конструктивного общения. «Формат «круглых столов» рождает коллегиальность, а не выносит на уровень разыгрывания партий по ролям: начальник – подчинённый, – рассуждает Виктория Бударина. – Авторские классы, разработанные наставниками-профессионалами, дают гораздо больший эффект, чем механическое озвучивание документов и инструкций». 

Игнат Вьюгин