Мерзлота требует обновления нормативной базы

Газета «Гудок», №19 – 15 февраля 2017 года
Специалисты-мерзлотники предлагают актуализировать существующую нормативную базу набором технических решений по стабилизации железнодорожного пути на многолетнемёрзлых грунтах (ММГ).
Вечная мерзлота занимает 11 млн квадратных километров, или более 60 % всей территории России. Эксплуатируют земляное полотно в таких условиях шесть железных дорог. На Восточный полигон приходится 30 % от общей протяжённости вечной мерзлоты.

Проблемы проектирования и эксплуатации железнодорожного пути на ММГ обсудили в рамках научно-технического совета ОАО «РЖД», в котором приняли участие главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры, представители ведущих проектных институтов, профессора ДВГУПСа. Начальник Мерзлотной станции Центра ИССО ОАО «РЖД» Виктор Цыганков в ходе видеоконференции рассказал о наиболее эффективных охлаждающих конструкциях ИССО.

– Мы изучили опыт транспортных строителей США, Канады и Китая и пришли к выводу, что для Восточного полигона идеально подходит строительство охлаждающей скальной наброски. 30 лет назад в качестве эксперимента она была построена на некоторых участках БАМа и доказала свою эффективность, – отмечает Виктор Цыганков. – К сожалению, реконструкция железнодорожной инфраструктуры сегодня ведётся в рамках устаревшей нормативной базы. Мы считаем, что актуализацию нормативных положений нужно произвести в ближайшее время, в открытом режиме, с привлечением широкого круга учёных и специалистов. Только в этом случае можно рассчитывать на планомерное снижение протяжённости пути с деформациями мерзлотного характера.

С 2014 года мерзлотная станция Центра ИССО рассмотрела 123 проектных решения. На большинстве объектов с деформациями запроектированы охлаждающие конструкции, внедряются в практику гидроизолированные водоотводы и канавы самоуглубляющегося типа, запроектированы 5 дополнительных ИССО.

Мерзлотники обеспокоены тем, что в условиях бамовского бездорожья экс-плуатирующими организациями устраиваются самовольные съезды и проезды, это сопровождается засыпкой водоотводных канав, ездой автотранспорта по элементам земляного полотна, естественной поверхности, что провоцирует развитие термокарстовых явлений. Во время ремонта земляного полотна невозможно передвижение техники по основной площадке. Строительная техника безальтернативно передвигается по полосе отвода, что идёт вразрез с нормативными требованиями о недопущении нарушения прилегающих естественных покровов.

Вера Григорьева