Вспомним прошлое, смотрим в будущее

Газета «Тихоокеанская звезда», №203 – 25 октября 2017 года.
Хабаровск изначально воспринимался как важный транспортный узел на краю России. А появление Транссибирской магистрали сняло все сомнения относительно статуса города. Первое не только на Дальнем Востоке, но и в Восточной Сибири техническое учебное заведение появилось в Хабаровске в 1895 году. Ныне это - Хабаровский техникум железнодорожного транспорта.

Учебное заведение справлялось со своими обязанностями, но все понимали, что растущая экономика страны требовала более квалифицированные кадры. Ведь именно на Дальнем Востоке массово строили новые железные дороги. Партийные и советские органы Дальневосточного края настойчиво и неоднократно обращались с просьбами в Центральный комитет партии о необходимости открытия в регионе именно транспортного вуза. И вот, наконец, в августе 1937года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение об организации в Хабаровске института инженеров железнодорожного транспорта. А 8 сентября 1937г. нарком путей сообщения Лазарь Каганович подписал приказ №232-Ц о начале строительства института с таким расчетом, чтобы 1 сентября 1939г. начать занятия. Тогда же был определен план приема - 300 человек (по 100 человек на каждую из трех специальностей: «Движение и грузовая работа», «Паровозное хозяйство», «Строительство железных дорог и путевое хозяйство»).

11 октября 1937г. президиум Хабаровского городского Совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов принял постановление об отводе земельного участка под строительство учебных корпусов, общежитий для студентов, жилых домов для профессорско-преподавательского состава Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. Этим постановлением в бессрочное пользование институту отводилось под строительство земля в пределах улиц Серышева, Лесопильной, Некрасова и Станционной. Так как на отводимых земельных участках находились жилые дома и различные строения, дирекция института должна была взамен приобрести другое жилье.

Сколько платили за частные дома, идущие под снос, история умалчивает. Но вряд ли тогда платили большие деньги. Достаточно было сказать, что так требуют планы партии, и хозяева отдавали свои дома за бесценок. В противном случае можно было вообще оказаться и без денег, и всей семьей в местах не столь отдаленных от Хабаровска…

Закладка первого строения институтского комплекса произошла в июне 1939года.

Из-за отсутствия своего помещения зачисленных студентов направили на первое время учиться в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. В Хабаровске осталась для обучения на 1 курсе лишь небольшая группа в 15 человек, которая занималась в здании средней школы №15, расположенной рядом со стройплощадкой института. Но уже через год студенты обучались  в собственном помещении.
Начальником строительства, а впоследствии начальником института (должность ректора ввели позднее) стал Тимофей Александрович Павленко. Он возглавлял ХабИИЖТ с 1938 по 1949гг. В эти годы было построено общежитие, где размещались также учебные аудитории и лаборатории (сейчас это учебный корпус №2).

Нужно отметить, что в марте 1938г. шефство над Хабаровским институтом инженеров железнодорожного транспорта взял старейший транспортный вуз страны - Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Он не только оказывал организационно-техническую помощь в строительстве, но предоставил своих специалистов в качестве первых преподавателей Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта.

В июне 1939года начала работать первая приемная экзаменационная комиссия.

В 1940г. была сдана в эксплуатацию первая секция общежития, и 1 сентября 1940г. вернувшиеся студенты второго курса и вновь поступившие первокурсники общей численностью 310 студентов приступили к занятиям в своем помещении.

26 сентября 1940 года состоялось официальное открытие Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. Первыми научно-педагогическими работниками института стали доценты, прибывшие в 1939г. из ЛИИЖТа: И.М. Грибанов, А.С. Яковлев, М.Д. Мальцев и в 1940г. из Московского электромеханического института транспорта (МЭМИТ): В.И. Дмитренко (Валентин Иосифович Дмитренко впоследствии, в 1949г., был назначен ректором ХабИИЖТ и 28 лет возглавлял институт), Н.Я. Стефанов, П.Т. Бельцевич и выпускники Дальневосточного государственного университета из Владивостока: А.В. Беспалов, Г.К. Федоров, А.А. Тунда, С.Д. Соловьев, Б.Н. Тюляков.

С первых дней работы института его преподаватели активно занимались научно-исследовательской деятельностью. Также преподаватели института проводил большую работу на предприятиях Дальнего Востока, рассказывая о современных достижениях в железнодорожной отрасли. К научной работе активно привлекались и студенты.

Мирный ход учебного процесса прервала Великая Отечественная война. За 1941-1943г., первые три года войны, в действующую армию по мобилизации и добровольно ушли 177 студентов, рабочих и служащих института, из которых 19 человек погибли на полях сражений.
Несмотря на тяжелое военное время, в марте 1942года было образовано вечернее отделение с подготовкой инженеров по профилю института.
В июле 1943г. при институте начали работать одногодичные курсы техников первого класса. На эти курсы направлялись люди, имеющие образование не ниже семи классов и не менее трех лет производственного стажа.

29 июля 1944г. состоялся первый выпуск: из стен института вышли 84 инженера, 16 из них получили дипломы с отличием. В честь первого выпуска инженеров 15 преподавателей были удостоены знака «Почётному железнодорожнику». Из числа первых выпускников в 1944 году в институте на преподавательскую работу было оставлено семь дипломников. Именно они стали первыми «своими» преподавателями ХабИИЖТа.

В 1946г. научно-технический совет Министерства путей сообщения совместно с управлением учебными заведениями МПС разработал пятилетний план научно-исследовательских работ высших технических учебных заведений железнодорожного транспорта. Особое место в этом плане было уделено 11 транспортным вузам, в том числе и Хабаровскому институту инженеров железнодорожного транспорта.

Еще одно важное событие, которое произошло в институте в 1946году, - это открытие научно-исследовательской лаборатории по изучению и проектированию мостовых переходов.

Первая аспирантура была открыта в ХабИИЖТе в сентябре 1950г. В декабре 1951г. на базе вуза было организовано подготовительное отделение, которое успешно готовило абитуриентов для поступления в институт. 
Главное событие 1955 года состоялось в августе - был сдан в эксплуатацию главный корпус института, одна из визитных карточек Хабаровска.
Богатым на события оказался 1959 год. В ХабИИЖТе ярко отметили 20-летие первого набора. Событием года стало внедрение электронной техники - в институте появилась первая на Дальнем Востоке электронно-вычислительная машина «Урал‑2».В январе 1961года был торжественно открыт институт новаторов строительного производства - один из первых в стране.
Первый студенческий строительный отряд в ХабИИЖТе (он же был первым стройотрядом в крае!) появился в апреле 1966г. Назывался он «Энергия» и насчитывал  100 бойцов. Отряд всё лето работал в ЕАО - строил высоковольтную линию от села Дежнёво в трёх направлениях: в сёла Кирово, Квашнино и Новое. Кстати, долгие годы строительные отряды «Железки» на всё лето заменяли проводников пассажирских вагонов в поездах дальнего следования.

В 1968г. был создан факультет повышения квалификации, который до сих пор (уже в статусе института в структуре университета) имеет тесные контакты с предприятиями Дальневосточного региона.

Не обошла стороной институт и «стройка века» - БАМ. В течение только двух лет, с 1974 по 1975г., на строительство БАМа было направлено 110 молодых специалистов от ХабИИЖТа.

В 1975г. в институте было окончательно завершено создание крупного учебно-производственного комплекса. ХабИИЖТ официально признали одним из ведущих транспортных вузов страны. В 1976г. принят в эксплуатацию лабораторный корпус и две девятиэтажные пристройки к нему. Одновременно руководство института осуществляло жилищное строительство - было построено несколько домов для преподавателей и обслуживающего персонала, ясли-сад.

В феврале 1977г. после кончины В.И. Дмитренко, приказом Министерства путей общения на пост ректора ХабИИЖТа был назначен Артур Григорьевич Тиличенко, который работал доцентом кафедры «Организация движения поездов». На этом посту он трудился до 1988года.

В январе 1978г. было организовано научно-творческое объединение «Дальневосточная дорога - ХабИИЖТ». В документе об организации объединения, который подписали начальник ДВЖД и ректор ХабИИЖТа, была определена организационно-правовая основа содружества, установлен порядок планирования, выполнения и внедрения работ. Нужно сказать, что связь с производством стала характерной особенностью жизни вуза в 80-е годы ХХ века. Управление Дальневосточной железной дороги и ученые ХабИИЖТа многие годы совместно решают задачи улучшения научно-технического потенциала дороги. К примеру, в апреле 1981 года на эксплуатационном факультете была разработана комплексная целевая программа совершенствования работы Хабаровского железнодорожного узла.

В ноябре 1988г. состоялось заседание расширенного совета института, на котором впервые избирался его ректор. По результатам тайного голосования им стал Виктор Григорьевич Григоренко. На этом посту он проработал до 2007года.

Вскоре было принято решение ректора ХабИИЖТа и начальника ДВЖД о создании на базе института с 1 сентября 1990 года лицея для выпускников железнодорожных школ. 39 юношей, в основном дети железнодорожников, приехали в ХабИИЖТ со всех отделений Дальневосточной железной дороги. До сих пор лицей вуза - одно из самых популярных учебных заведений у старшеклассников Хабаровского края.

В феврале 1992г. была проведена государственная аттестация ХабИИЖТа, по итогам которой было решено поддержать ходатайство коллектива института перед МПС о приданию ХабИИЖТу статуса Дальневосточной государственной академии путей сообщения (ДВГАПС). В марте 1993г. новый статус вуза был официально утвержден.

Международное сотрудничество всегда было приоритетным в работе сначала института, а потом и академии. Стоит ли удивляться тому, что в ноябре 1992г. впервые в «Железке» стали учиться иностранные студенты. Более 100  китайских студентов прибыли на учебу из Харбина и Чаньчуня.
В марте 1997г. приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации Дальневосточная государственная академия путей сообщения переименована в Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Сегодня университет по праву гордится своими 4 филиалами в разных городах Дальнего Востока:  Уссурийске,  Свободном,  Тынде и  Южно-Сахалинске.

Университет - единственный в Хабаровском крае - со своей программой «Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс Дальнего Востока России» в 2007г. вошел в число 40 победителей федерального конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

В октябре 2010г. на международной выставке «Образование, карьера, занятость», проходившей в Хабаровске, Институт дополнительного образования ДВГУПС за разработку и внедрение учебно-методического комплекса повышения квалификации и аттестации руководителей и специалистов по промышленной безопасности был награжден золотой медалью.

В марте 2015года ректором ДВГУПС стал доктор технических наук Юрий Анатольевич Давыдов. И под его руководством главной задачей университета остается кадровое сопровождение региональных магистралей, и в первую очередь - Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Из года в год в вузе увеличивается число бюджетных мест. Примечательный факт: аппараты управлений и отделений железных дорог Дальнего Востока и Забайкалья на 90 процентов укомплектованы выпускниками ДВГУПС.

ДВГУПС продолжает укреплять свои позиции не только в деле подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов транспорта, но и в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сегодня ДВГУПС располагает мощнейшей научно-производственной базой, которая включает: проблемные научно-исследовательские лаборатории, научно-инженерные и научно-внедренческие центры, творческие коллективы кафедр, ряд сервисных подразделений и собственную издательскую базу…

На юбилей принято дарить подарки. Для студентов и преподавателей ДВГУПС таким подарком от Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ в честь 80-летнего юбилея вуза стал новый стадион.
Любовь к спорту у студентов университета давняя. В это трудно поверить, но первый спортивный зал был открыт в тяжелые годы войны - в 1942году. Руководство института понимало, что занятие спортом не менее важно для молодых людей, чем интеллектуальные занятия в лабораториях и аудиториях. И, несмотря на трудности военного времени, были найдены средства для строительства спортивного зала. Как вспоминали студенты тех лет, зал не пустовал круглые сутки: занимались там даже ночью, заранее занимая очередь. И всё равно всех желающих он не мог вместить. Поэтому вполне логично, что руководство вуза задумалось не просто о расширении спортивной площадки, а о строительстве полноценного строительного комплекса.
И вот 20 мая 1969года был сдан спортивный комплекс ХабИИЖТ! Но и на этом в ХабИИЖТе не остановились: в сентябре 1976г. был сдан в эксплуатацию бассейн!

И еще один подарок всем, кто неравнодушен к спорту, был сделан в июле 2004года - в ДВГУПС появился свой легкоатлетичексий манеж. Спустя 5 лет там возвели скалодром.

И вот - новый подарок, на этот раз к 80-летнему юбилею вуза. В день открытия нового стадиона там состоялся футбольный матч между командами преподавателей и студентов. Игра получилась захватывающей, бескомпромиссной. И так хочется, чтобы подобных ярких мероприятий - и футбольных, и легкоатлетических - на новом стадионе было как можно больше!

Сергей ХАМЗИН.