По дорогам БАМа

Журнал «Лучшее в Хабаровске», июль – 2014 г.
Лев Дмитриевич Терехов в
1976 году, будучи аспирантом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, попал на работу в Новый Ургал. Его работа на действующих объектах продолжалась более двадцати пяти лет.

- Основным заказчиком строительства этой дороги выступало Министерство путей и сообщения СССР, и перед ним стояла вполне логичная задача — решить, строить постоянные населенные пункты по пути новой магистрали или же обойтись временными поселениями. Когда выбор пал в пользу первого, понадобились специалисты в строительстве.

Новым городам и селам требовалось полное коммунальное обслуживание. В мире еще не было опыта такого масштабного строительства. Огромные территории, суровый климат, одновременная работа на десятках участков. БАМ был поделен на так называемые республики — отдельные участки. Все осложнялось условиями, в которых стройка проходила. У специалистов из Казахстана, например, совершенно не было понятия о том, какие трубы пригодны для эксплуатации при температуре -40 °С . В таких условиях видимость всего около 4 метров. Даже выхлопные газы машины кристаллизуются.

Университет, в котором я проходил аспирантуру, анализировал эти проблемы и находил решения. Была проделана серьезная работа. Мы собрали внушительный багаж знаний, ранее неизвестных миру. Занимаясь расчетами потребления воды, мы искали оптимальные способы ее траты. К примеру, в таких тяжелых сибирских условиях затраты энергопотребления в 10-15 раз выше, чем в средней полосе России.

Нашей кафедрой были разработаны технологии и устройства, позволяющие снизить энергозатраты до минимума. На сэкономленные средства только на одном участке можно было купить 20 отличных иностранных автомобилей! Я горжусь тем, что работа проделана не зря, и я имею отношение к такому масштабному делу.

На фото: ректор ХабИИЖТ Артур Григорьевич Тиличенко выступает на крыльце главного корпуса вуза. Крайний справа – Лев Дмитриевич Терехов.