Стенограмма выступления А.Д. Жукова

СТЕНОГРАММА
выступления председателя совета директоров ОАО «РЖД», Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова
на расширенном итоговом заседании правления ОАО «РЖД»
22 декабря 2010 г.

Добрый день, уважаемые участники правления, участники этого расширенного заседания!

Уважаемый Владимир Иванович! Вы правильно сказали, — компания «Российские железные дороги» сегодня является компанией глобальной. И думаю, что вот такой расширенный состав участников, который Вы перечислили, лишний раз это отражает, и думаю, что влияние компании «Российские железные дороги» на экономику России продолжает увеличиваться, и, безусловно, это влияние является очень сильным.

И уходящий год лишний раз это подтвердил, потому что год 2010-й начинался еще в условиях достаточно сильного экономического кризиса и в мире, да и у нас в стране, и перед компанией стояли очень непростые задачи — реализовать целый комплекс мер по преодолению последствий экономического кризиса, ну и, соответственно, внести свой вклад в выход страны в целом из кризиса и преодоления в целом для страны этой непростой ситуации.

Надо сказать, что компания справилась с этой непростой задачей, и за прошедший год «Российские железные дороги», во-первых, обеспечили рентабельную работу - по итогам года чистая прибыль компании ожидается на уровне 70 млрд.рублей, и обеспечила рост объемов работы выполненной и рост погрузки на Российских железных дорогах составит порядка 8,7 %, что в общем-то в начале года тоже было непросто ожидать.

В инвестиционной программе и финансовом плане «Российских железных дорог» на 2010 год были заложены напряженные показатели с целью реализации программы снижения издержек и оптимизации управления расходами, и довольно-таки напряженное задание по увеличению производительности труда. По итогам года показатели, которые будут достигнуты, лучше, чем планировалось. Рост производительности труда составит 12%, а рост себестоимости железнодорожных перевозок будет ниже, чем уровень инфляции по стране.

В этих условиях стало возможным повышение в 2010 году и заработной платы работников компании. Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, составит примерно 29 тыс.рублей в месяц по сравнению с 25, которые были в 2009 году, - это существенный прирост и также весьма важный результат.

В связи с этим мне хотелось бы поблагодарить всех работников компании, которые, несмотря на объективные большие трудности в истекшем году, внесли свой весомый вклад в достижение этих результатов.

Правительство Российской Федерации, совет директоров компании на протяжении всего года в центре внимания держали ключевые направления развития Российских железных дорог. Неоднократно и в Правительстве, и на заседаниях Правительства рассматривались вопросы, связанные с деятельностью компании, с тарифами, с инвестиционной программой.

И в целях стимулирования и роста национальной экономики России Правительством было принято непростое решение об индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2010 году на уровне ниже экономически обоснованного, но в связи с этим государство продолжило начатую еще в 2009 году политику компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов от сдерживания тарифов на грузовые перевозки. На эти цели в 2010 году были предоставлены субсидии компании ОАО «РЖД» в объеме 23 млрд .рублей.

В 2010 году государство также продолжило обеспечивать покрытие выпадающих доходов на перевозки в плацкартных и общих вагонах. На эти цели «РЖД» направлены 35,8 млрд.рублей.

Кроме того, в этом году в федеральном бюджете были заложены бюджетные ассигнования в размере 19 млрд.рублей на ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Субсидировались отдельные перевозки грузов приоритетных, например, зерна, автомобилей на Дальний Восток и целого ряда других грузов.

Считаю принятые меры Правительством абсолютно правильными, поскольку без развития транспорта, и в первую очередь железнодорожной инфраструктуры, эффективное развитие экономики страны в целом невозможно.

Одновременно мы понимаем, что это не только поддержка компании, но и серьезная поддержка российской промышленности, потому что заказы, которые обеспечивает компания, безусловно, позитивно влияют на развитие очень многих видов, и в первую очередь машиностроения.

Следует особо отметить, что в 2010 году за счет средств федерального бюджета был увеличен уставный капитал «РЖД» на 103,6 млрд.рублей. И из этой суммы 80 миллиардов целевым образом направлены на строительство олимпийских объектов в г.Сочи.

Должен отметить, что работы по строительству олимпийских объектов «РЖД» в Сочи ведутся с соблюдением всех необходимых стандартов качества, в соответствии с графиком. В этом, я думаю, члены совета директоров могли лично убедиться во время проведения выездного заседания совета в Сочи в ноябре этого года. Да и в целом могу сказать, что из всех компаний (а их довольно много), которые участвуют в реализации олимпийской программы в Сочи, думаю, что «РЖД» является безусловным лидером и по качеству, и по темпам проведения работ.

Перспективное развитие компании зависит не только, конечно, от объемов государственной поддержки, но и от дальнейших результатов «РЖД» в работе по экономии затрат. Компания обязана иметь четкую программу оптимизации затрат на будущее, осуществление которой невозможно без дальнейшей модернизации и технического обновления всей производственной сферы. И главная роль в этом направлении принадлежит программам инновационного развития и технологической модернизации Российских железных дорог. Их разработка и реализация находятся под особым вниманием и Президента Российской Федерации, и Правительства, и на контроле у совета директоров.

В этой связи следует сказать, что у компании имеются перспективные точки роста. Отмечу некоторые из них.

«РЖД» является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов. Поэтому внедрение ресурсосберегающих технологий должно быть приоритетом для компании.

Необходимо также активнее продолжать работы по внедрению спутниковых технологий ГЛОНАСС.

В настоящее время общее количество объектов подвижного состава «РЖД», оснащенных устройствами спутниковой навигации, составляет около 13 тыс.единиц или всего 36% от их заявленного общего количества.

По одному из приоритетных направлений инновационного развития - организация высокоскоростного железнодорожного движения - в 2010 году произошел качественный рывок. О популярности поездов «Сапсан» свидетельствует тот факт, что за год перевезено около 2 миллионов пассажиров. Летом этого года движение «Сапсана» было организовано на направлении Москва - Нижний Новгород, а с 12 декабря, совсем недавно, осуществлен запуск поездов «Аллегро» производства компании «Альстом» между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

Принимая во внимание социальную значимость для страны, а также и перспективность развития скоростного и высокоскоростного движения, думаю, компании предстоит скорректировать модель и концепцию его развития в России, ускорить, грубо говоря, развитие высокоскоростного движения, особенно в связи с предстоящим в России в 2018 году Чемпионатом мира по футболу. Об этом и уже было сказано Председателем Правительства Российской Федерации.

Увеличение скоростей движения пассажирских поездов повысит комфортность, безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что, безусловно, позволит привлечь дополнительный пассажиропоток в железнодорожный транспорт.

Однако внедрение в России высокоскоростного сообщения не должно создавать неудобства пассажирам, пользующимся услугами иного железнодорожного транспорта, и населению соответствующих районов.

Решая перечисленные и другие задачи технического переоснащения и модернизации, «РЖД» следует активнее идти по пути развития внутрироссийского рынка заказов на инновационные продукты, формирование технологических платформ. Необходимо также более пристально присмотреться к предложениям зарубежных партнеров по приоритетным направлениям инновационного развития, технологической, технической модернизации.

Хочу подчеркнуть, что дальнейшее развитие «РЖД», как холдинга, будет происходить в условиях конкурентной среды, создаваемой в процессе реформирования железнодорожного транспорта.

Работа по реформированию ведется в соответствии с планом, утвержденным в этом году Правительственной Комиссией по транспорту и связи. Надо отметить, что со стороны «РЖД» мероприятия в области реформирования и корпоративного развития, которые были предусмотрены на 2010 год, в целом выполнены.

С 1 апреля этого года начала самостоятельную деятельность «Федеральная пассажирская компания», в августе создана «Вторая грузовая компания», которая приступила к хозяйственной деятельности с 1 октября, в завершающей стадии находится процесс создания пригородных железнодорожных компаний.

Для формирования конкурентного рынка «РЖД» реализовало путем продажи на конкурсной основе более 70 тыс.единиц подвижного состава, и наряду с этим советом директоров «РЖД» одобрена продажа пакетов акций более чем 50 дочерних компаний. Все это - меры, направленные на реформирование, создание полноценной рыночной конкуренции.

Форма продажи предполагается разной путем публичного и частного размещения также на аукционе, и думаю, что в ходе дальнейшего реформирования нам предстоит решить еще более ответственные задачи. |

В частности, в пригородном сообщении необходимо реализовать комплекс технико-экономических мер, направленных на обеспечение его безубыточности, увеличить долю участия субъектов Российской Федерации в уставных капиталах пригородных компаний.

Еще один момент, на котором хочу акцентировать внимание, -это социальная ответственность в компании. В Обществе в целом сформирована развитая корпоративная база в области социальной ответственности и ее элементы достаточно широко известны, закреплены в коллективном договоре.

Компанией в 2010 году выполнены все обязательства по этому договору. На эти цели направлено порядка 84 миллиардов рублей с учетом оздоровления в домах отдыха, санаториях, медицинского обслуживания, других социальных гарантий, а они достаточно большие в компании.

Расходы на одного работника составили 53 тысячи рублей, а на неработающего пенсионера — 8 тысяч рублей. Полагаю, что это достаточно яркая иллюстрация качества социального партнерства взаимоотношений, основанных на разделении с работниками эффекта от высоких результатов работы компании.

Также хочу отметить и конструктивное взаимодействие совета директоров, его комитетов с руководством компании, позволяющее осуществить детальную проработку принимаемых решений.

Уважаемые коллеги!

Говоря о задачах на будущий год, прежде всего, хочу отметить, что в 2011 году должны быть продолжены мероприятия структурной реформы, о которых я сказал.

В начале декабря на заседании Правительства Российской Федерации были одобрены параметры консолидированного финансового плана ОАО «РЖД», его основных дочерних обществ и инвестпрограмма на 2011 год.

В 2011 году планируется получить дополнительный доход от продажи акций дочерних обществ в размере 132,2 миллиарда рублей. Это очень большая сумма и ясно, что без этого мы не сможем в полном объеме выполнить инвестиционную программу. Поэтому принимая во внимание, что средства, полученные от реализации пакета дочерних акций, должны быть существенным пополнением бюджета компании. Я просил бы уделить этому особое пристальное внимание в части соблюдения сроков подготовки и согласования решений о продажах акций.

Компания должна приложить и в 2011 году максимальные усилия по росту эффективности всех видов деятельности. Очень важно сформировать долгосрочный, финансово устойчивый план.

Очевидно, что большая разовая индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2012 году вряд ли является вполне приемлемой для промышленности России в целом. Поэтому компании «РЖД» совместно с федеральными органами исполнительной власти необходимо продолжить работу по формированию долгосрочных источников инвестиций для развития инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Хочу вас заверить, что государство со своей стороны, как и прежде, будет обеспечивать поддержку компании «Российские железные дороги», так как от результата нашей совместной работы зависит главное — удовлетворение потребностей экономики и населения в безопасных и комфортных железнодорожных перевозках.

Ну, и, пользуясь случаем, хочу поздравить всех присутствующих и вообще всех работников железнодорожной отрасли с наступающим Новым годом. Хочу пожелать всем счастья, здоровья, благополучия!

Благодарю за внимание!

Успешной работы!