Наша история

  Кафедра существует уже более 55 лет. Состав кафедры и ее название претерпевали значительные изменения, связанные со становлением паровозной, а затем и тепловозной специальностей.

Кафедры локомотивного цикла были организованы в 1943-44 учебном году. В этом году были открыты кафедры "Подвижной состав", "Эксплуатация подвижного состава" и "Ремонтные заводы".

На этих кафедрах начали подготовку инженеров по трем специальностям: "Паровозы и паровозное хозяйство", "Паровозоремонтные заводы", "Вагоны и вагонное хозяйство" в составе механического факультета.

В 1944-45 годах кафедры пополнились преподавателями, направленными из других вузов на работу в институт. Основной вклад в дело становления кафедр локомотивного цикла внес кандидат технических наук, доцент Селезнев Дмитрий Михайлович, который возглавлял их бессменно в течение 25 лет.

В пятидесятые годы наш институт, будучи одним из молодых вузов на Дальнем Востоке, усиленно развивался: увеличивался контингент студентов, усиленно развивалась лабораторная база, совершенствовалось методическое обеспечение учебного процесса.

В 1952 году по решению руководства института была образована единая паровозная кафедра, которая получила название "Паровозы и паровозное хозяйство".

Дальнейшие изменения в структуре, названиях и составе кафедры тесно связаны с историей развития железнодорожного транспорта в стране и реконструкцией локомотивной тяги и переходом на тепловозную и электровозную.

В 1957 году осуществлен первый выпуск инженеров - тепловозников по заочной форме обучения. Ими стали 27 студентов, имевших опыт производственной деятельности после окончания техникума. В след за этим в 1958 году был осуществлен первый выпуск инженеров - тепловозников дневной формы обучения (28 человек).

Среди первых, кто активно участвовал в становлении тепловозной специальности, следует отметить преподавателей Селезнева Д.М., Шубина С.Г., Шешегова Н.М., Зенкова А.М., Воловика Н.М., Лисина И.П., Феденко Н.И., Дениско Н.П., Шашкина С.В., Башлая И.В.

В 1958 году из состава кафедры "Локомотивы и локомотивное хозяйство" выделилась кафедра "Электроподвижной состав".

В 1965 году решением ГУУЗ МПС были утверждены окончательно две кафедры: "Тепловозы и тепловые двигатели" и "Электроподвижной состав". Одновременно была также создана кафедра "Эксплуатации и ремонта тепловозов".

На кафедрах тепловозного цикла были сосредоточены дисциплины, связанные с изучением конструкции, проектированием, эксплуатацией и ремонтом тепловозов.

В мае 1988 года было принято решение об объединении тепловозных кафедр в одну и позднее, в связи с образованием новой специальности "Локомотивы", кафедра получила название "Тепловозы и тепловые двигатели".

Сегодня на кафедре под руководством профессора Григоренко В.Г. трудятся одиннадцать преподавателей: профессор Дмитренко И.В., профессор Погребинский З.Б., доцент Новачук Я.А., доцент Баранов В.М., доцент Постол Б.Г., доцент Литвинчук В.В., доцент Волошин А.В., доцент Коньков А.Ю., доцент Широглазов В.В., преподаватель Тепляков А.Н.

Кафедра в своем составе имеет пять лабораторий: "Тепловозы и тепловые двигатели", "Ремонт тепловозов", "Электрооборудование и электрические схемы тепловозов", "Автоматизация управления тепловозом", "Безопасность движения". Эти лаборатории постоянно оснащаются современным оборудованием.

Преподавательский состав кафедры свою работу направляет на совершенствование учебного процесса. Только за последние пять лет издано в типографии университета около 20 методических пособий и указаний. На кафедре разработаны электронные обучающие программы по многим дисциплинам.

Коллектив кафедры ведет широкие научные исследования в области эксплуатации и обслуживания тепловозов. Только в 1998 году было проведено три серии эксплуатационных испытания тепловозов серии 3ТЭ10М в экстремальных условиях эксплуатации, которые позволяют повысить надежность узлов локомотива и экономичность его работы. По результатам научных исследований за последние два года в научных изданиях было опубликовано 15 статей. Для осуществления тесной связи с производством кафедрой созданы филиалы в депо Тында, Ургал, Комсомольск, Высокогорная. В этих филиалах студенты проходят производственную практику, а преподаватели проводят занятия по повышению квалификации локомотивных и ремонтных бригад.

В настоящее время кафедра "Тепловозы и тепловые двигатели", являясь выпускающей, завершает обучение по специальности 1507-"Локомотивы" и четырем специализациям: 1507.02 - "Управление технической эксплуатацией локомотивов", 1507.04 - "Ремонт локомотивов", 1507.04.01 - "Диагностика локомотивов", 1507.09 - "Локомотивные энергетические установки".