ТРАНСПОРТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ – 120 ЛЕТ!

Публикация в газете ДВГУПС «Экспресс» (март – апрель 2015 г.)

В 2015 году исполняется 120 лет со дня основания первого в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке  технического железнодорожного училища, более известного как Хабаровский техникум железнодорожного транспорта. Год его рождения – 1895-й – стал отправной точкой в  подготовке специалистов для железных дорог на восточной окраине России. Постепенно, в течение десятилетий сформировалась единая система железнодорожного образования на Дальнем Востоке, под эгидой ХабИИЖТа, ныне ДВГУПС. История образовательных учреждений Министерства путей сообщения на Дальнем Востоке неразрывно связана с основными вехами исторического развития нашей страны.

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX – начале XX века вдохнуло жизнь в сибирские и дальневосточные просторы, определило невиданные ранее перспективы в развитие отдалённых районов России. В 1887 г. начались изыскания Уссурийской железной дороги от Владивостока до Хабаровска. 17 марта 1891 г. Александр III подписал в Петербурге Высочайший Рескрипт о строительстве Транссиба, с поручением своему сыну цесаревичу Николаю совершить во Владивостоке закладку Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Изыскателями и первостроителями железных дорог  были выпускники Института Корпуса инженеров путей сообщения (С.-Петербург). Руководили строительными работами опытнейшие инженеры – сначала А.И. Урсати, а в последствии О.П. Вяземский. Уссурийская железная дорога была введена в эксплуатацию в 1897 г., Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) – в 1903 г., Амурская железная дорога – в 1914 г., железнодорожный мост через Амур, ставший замыкающим звеном Транссиба – в 1916 г.

Дело подготовки железнодорожных кадров непосредственно на Дальнем Востоке приобрело огромную значимость. Ещё при постройке Уссурийской трассы в железнодорожном батальоне были созданы учебные роты, где обучались по 400-500 человек. Из них готовили квалифицированных рабочих для службы пути, тяги, телеграфа, которые затем работали на Уссурийской и Китайско-Восточной железных дорогах.

Необходимо было создать условия для подготовки квалифицированных кадров среднего звена – техников, способных выполнять в отдалённом регионе функции инженерного состава. Постановление об открытии в Хабаровске технического железнодорожного училища – первого в Сибири и на Дальнем Востоке было подписано в Комитете Сибирской железной дороги 13 мая 1894 г. Распоряжение об открытии первого технического заведения на Дальневосточной (в то время Уссурийской) железной дороге подписал министр путей сообщения М. И. Хилков. День рождения училища – 6 октября (по старому стилю) 1895 г. Первым его директором был назначен инженер-механик, коллежский советник Николай Николаевич Окулов, окончивший императорское Московское техническое училище.

В 1895 г. на первый курс было зачислено 16 человек в возрасте от 14 до 18 лет независимо от сословной принадлежности. Был установлен трёхлетний срок обучения и двухгодичная практика. Три первых учебных года (1895-1898) училище размещалось в деревянном одноэтажном доме на ул. Хабаровской (ныне ул. Дзержинского). 22 июня 1897 г. на участке, безвозмездно отведённом Хабаровской городской думой на окраине города, в присутствии Приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского была совершена закладка нового здания училища. Его постройкой занималось управление работ Уссурийской железной дороги. В 1898 г. училище уже размещалось в собственном каменном двухэтажном здании на центральной улице города (ныне четырёхэтажное здание, ул. Карла Маркса, 53).

Учащиеся овладевали квалифицированными профессиями: машинистов и помощников машинистов паровозов, дорожных мастеров, надсмотрщиков телеграфа. После окончания училища они получали свидетельство об окончании теоретического курса, а после двухлетней практики и сдачи экзаменов – аттестат, получение которого давало право занимать инженерные должности. До революции из стен училища вышло 320 специалистов, каждый десятый из которых мог работать инженером (при наличии ставки). Старшие служащие на Уссурийской дороге и КВЖД получали в среднем 2400 рублей в год. Среди штатных железнодорожников наибольшая зарплата была у машинистов паровозов – до 2100 рублей в год (почти столько же получал начальник депо). Средняя зарплата рядового железнодорожника-рабочего была намного меньше.

В 1917 г. училище преобразуется в среднетехническое, в 1922 г. – в Приамурский политехникум путей сообщения, который в октябре 1934 г. был  реорганизован в Хабаровскую школу военных техников железнодорожного транспорта (ШВТ). В 1948 г. в школе появились 2 новых отделения: коммерческая эксплуатация и связь. На базе ШВТ открылась трёхгодичная школа машинистов паровозов. В 1953 г. Хабаровская школа военных техников была преобразована в техникум железнодорожного транспорта. Сорок лет (с 1931 по 1971 г.) это учебное заведение возглавлял Алексей Степанович Вижайкин, дважды награждённый знаком «Почётному железнодорожнику», заслуженный учитель школы РСФСР. В 1966 г. за долголетнюю и безупречную работу по воспитанию и подготовке квалифицированных кадров он был награждён орденом «Знак Почёта».

Самой судьбой было предначертано рано или поздно задуматься об открытии в Хабаровске и  высшего технического заведения.  Ещё в 1908 г. известный хабаровский предприниматель, купец 2-й гильдии, главный распорядитель «Торгового дома Пьянковых», почётный мировой судья Владивостокского окружного суда Иннокентий Павлинович Пьянков пожертвовал 100 тысяч рублей на учреждение в Приамурском крае технического вуза. Будучи человеком прогрессивным и образованным, он считал, что если во Владивостоке основан Восточный институт (1899 г.) – центр гуманитарного образования на Дальнем Востоке, в Хабаровске необходимо создать вуз для подготовки высококвалифицированных инженеров. Хабаровская городская дума, предполагая в дальнейшем решить этот вопрос, высоко оценила вклад и старания И.П. Пьянкова, удостоив его в 1910 г. звания «Почётный гражданин г. Хабаровска». Прошли революции и войны, в стране сменилась политическая система, утвердилась другая власть. Деньги Пьянкова, как и он сам, не дождались непосредственной цели. Но истории было угодно, чтобы спустя десятилетия первый технический вуз был основан именно в Хабаровске.

1920-30-е гг. – период активного освоения и развития советского Дальнего Востока. Потребность в инженерно-технических кадрах становилась особенно ощутимой, от обеспеченности железных дорог и предприятий зависела не только судьба первых пятилетних планов и  индустриализации, но и, по большому счёту, защищённость дальневосточных границ. В соответствии с решением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г., был издан приказ НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г. об организации в Хабаровске института инженеров железнодорожного транспорта. Подготовка специалистов должна была осуществляться по трём профилям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек. В этом же приказе предписывалось приступить к подготовительным работам по строительству института с 1 октября 1937 г. с тем, чтобы к 1 сентября 1939 г. обеспечить начало занятий первого курса с приемом 300 человек. Однако ряд обстоятельств изменил эти сроки.

Планировалось построить институт на территории, прилегающей к юго-западной стороне площади Свободы (ныне площадь Ленина). Однако специалисты треста «Дальстройпуть», проанализировав ситуацию, пересмотрели и изменили этот вариант, в пользу близости с железнодорожным вокзалом. В июне 1938 г. стройплощадка была определена по ул. Серышева, рядом с железнодорожной станцией Хабаровск-1. От станции через двор школы № 5 (ныне школа № 15) и ул. Некрасова к месту стройки была проведена железнодорожная ветка для доставки стройматериалов. На подготовку намеченного, с учетом сноса частных жилых домов ушло около года. Закладка фундамента началась в июне 1939 г., а в августе был произведён набор студентов. Из-за отсутствия своего помещения зачисленных студентов направили в Томский и Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1940 г., когда была сдана первая секция общежития (часть нынешнего учебного корпуса №2 по ул. Яшина), все они возвратились в Хабаровск, и второй учебный год начался 1 сентября 1940 г., уже в своём помещении с контингентом 310 студентов 1-2 курсов. До полного окончания строительства было ещё далеко.

Огромную помощь в строительстве вуза, а также в формировании его преподавательского состава оказал Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Прибыли специалисты-преподаватели из Московского электромеханического института транспорта и Владивостокского университета. Начальником института был назначен инженер-строитель Тимофей Александрович Павленко. Летом 1941 г. мирная жизнь институт была прервана войной.

Почти ровесниками нашего вуза являются железнодорожные училища НКПС, образованные накануне и в самом начале Великой Отечественной войны, их становление также пришлось на военное время. В 1940 г. в Уссурийске было образовано ремесленное железнодорожное училище № 2, на базе школы ФЗУ при локомотиворемонтном заводе. В 1941 г. открылось железнодорожное училище № 4 (ныне № 16) на ст. Хабаровск-2. Также осуществляли  работу железнодорожные училища на ст. Облучье, ст. Первая Речка, в г. Южно-Сахалинск. Рабочие кадры, выходившие их стен этих училищ, попадали прямо к станку в депо или в кабину паровоза и очень помогали железнодорожному транспорту Дальнего Востока во время войны.

Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта с честью  выдержал суровые испытания военного времени, внёс весомый вклад в восстановление транспорта дальневосточного региона в послевоенные годы, успешно развивался в 1950-1980-е гг., смог без потерь пройти тернистый путь 90-х годов. Более того, в марте 1997 г. вуз получил статус университета. В начале XXI в. Дальневосточный государственный университете путей сообщения продолжает занимать лидирующие позиции в регионе. Большая роль в успешном развитии вуза  принадлежит профессорско-преподавательскому коллективу и его руководству. Достойными преемниками первого ректора ХабИИЖТа стали В.И. Дмитренко (1949-1976), А.Г. Тиличенко (1977-1988), В.Г. Григоренко (1988-2007), действующий ректор Б.Е. Дынькин.

Из стен вуза вышли более 75 тысяч специалистов. На железных дорогах Дальнего Востока, Сибири и центральной России работают инженеры строители, путейцы, энергетики, механики, движенцы, получившие образование в дальневосточном транспортном вузе. Наши выпускники смогли реализовать себя не только на профессиональном поприще, но и в политике, науке, системе государственного управления, экономике России и стран СНГ. Среди них министр путей сообщения  РФ Г.М. Фадеев, первый заместитель министра путей сообщения РФ  Э.С. Поддавашкин, заместитель министра транспорта РФ А.С. Цыденов, начальник  Дальневосточной и Сахалинской железных дорог –   М.М. Заиченко, президент Республики Бурятия – Л.В. Потапов, мэр г. Хабаровска А.Н. Соколов, ректор Хабаровского политехнического института М.П. Даниловский, начальник Хабаровской высшей школы милиции В.Н. Бойко и многие другие.

         В структуру Дальневосточного государственного университета путей сообщения входят 11 институтов, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов железнодорожного,  технического, естественнонаучного, экономического, а также гуманитарного профилей. Среди них институт военного обучения, четыре факультета (среди них – факультет среднего профессионального образования – Хабаровский техникум железнодорожного транспорта), пять крупных филиалов: Приморский институт железнодорожного транспорта (ранее – Уссурийский железнодорожный техникум, основанный в 1955 г.), Амурский, Байкало-Амурский, Сахалинский и Южно-Якутский институты железнодорожного транспорта.

         Университет, являясь крупнейшим транспортным вузом Восточной Сибири и Дальнего Востока, ведет активную международную деятельность, направленную на развитие партнерских отношений с зарубежными организациями, университетами, научно-исследовательскими институтами в сфере развития транспортной сети между Россией и странами АТР. В 2008 г. была создана и успешно функционирует международная Ассоциация транспортных университетов и организаций стран Азиатско-Тихоокеанского региона, президентом которой является ректор ДВГУПС Б.Е. Дынькин. В течение многих лет преподаватели, аспиранты и студенты нашего университета имеют возможность продолжить обучение и повысить квалификацию в ведущих зарубежных вузах.

         Двери Дальневосточного государственного университета путей сообщения широко открыты для всех, кто стремится получить качественное образование, высокооплачиваемую и престижную работу и быть уверенным в завтрашнем дне. ДВГУПС сегодня – это крупный научно-образовательный комплекс региона, который по праву считается одним из ведущих и перспективных вузов Дальнего Востока Российской Федерации.

                                                                                                                                      Ульяна Ежеля,

                       доцент кафедры теории и истории государства и права ДВГУПС, к. и. н.

 

 

 

Обновлено: 03.06.2015 17:09