Современнее реальности

Газета "Дальневосточная магистраль", № 48 - 27 декабря 2013 г.
Новейшие средства обеспечения транспортной безопасности заработали в лабораториях ДВГУПСа

В единственном на Дальнем Востоке учебном центре по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности открыты новые лаборатории. На прошедшей недавно церемонии открытия исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Хабаровского края по вопросам безопасности Сергей Кирилюк отметил, что за представленными здесь технологиями – будущее. Как железнодорожник в прошлом, он добавил, что многие из них незаменимы на станциях и вокзалах.

В России всего две подобных лаборатории. Первая открыта в Москве, в Академии комплексной безопасности. Вторая – в Хабаровске, в Дальневосточном государственном университете путей сообщения. Событие комментирует начальник Дальневосточного учебного центра по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности Александр Кочегаров.

– Александр Николаевич, расскажите о новых лабораториях.

– Первая лаборатория, «Технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и багажа», уже функционировала до этого. Здесь мы обновили программное обеспечение и установили компьютеры для слушателей. Вторая, «Инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности», открыта для занятий впервые. Они оснащены современными программно-аппаратными комплексами, оборудованием с наглядно-методическими учебными пособиями, средствами и системами защиты и охраны объектов транспортной инфраструктуры и средств для подготовки специалистов в области транспортной безопасности.

– Расскажите подробнее о технологиях, представленных в них.

– Все это отечественные разработки, созданные институтами, занимающимися оборонными вопросами. Дополнительно по соответствующим заявкам потребителей они принимают участие в создании подобных учебных лабораторий. Все, как говорится, по последнему слову техники.

Например, у нас представлены часть ограждения периметра охраняемого объекта и специальные датчики. На практических занятиях можно смоделировать ситуацию нарушения. Если человек попадает в поле действия этих датчиков, нарушение фиксируется в системе, у оператора на экране появляется информация, где произошло вторжение. Неважно, стоит ли нарушитель в полный рост, пытается проползти по земле или крадется на четвереньках. Соответствующий звуковой сигнал включается сразу же, как только нарушение зафиксировано.

Учащиеся на практике могут отработать действия в такой ситуации. На обслуживании подобных систем задействовано минимальное количество людей – только оператор и группа, которая выезжает к месту проникновения. Такими системами можно оборудовать любые охраняемые объекты, например территорию локомотивного депо.

– А есть ли в лаборатории системы, контролирующие доступ в офисные здания, в управления железных дорог или диспетчерские центры?

– Конечно, есть системы контроля доступа. Для отработки действий у нас есть образец карточки-пропуска. Похожими сейчас пользуются работники Управления Дальневосточной железной дороги. В системе, которая представлена у нас, есть возможность помещать на карту любые коды и данные работника: фотографии, отпечатки пальцев. Когда используют карточку и открывается дверь, у оператора отображаются время и необходимые данные: имя, фамилия, должность и другие дополнительно введенные данные. Оператор сам может пройти или открыть дверь кому-либо. И это тоже зафиксируется в системе.

Имеются места внутри объектов, куда доступ ограничен даже сотрудникам. Для таких случаев у нас представлен индивидуальный прибор, который устанавливается на дверях, и попасть на объект можно только по коду.

– На вокзалах особую роль играет видеонаблюдение. Есть ли возможность у вас пройти обучение и по этому направлению?

– В этой лаборатории собраны последние модификации видеокамер. Все образцы – рабочие. Через них осуществляется наблюдение за лабораторией, и в любую минуту можно посмотреть, как проходит занятие. Наших слушателей мы будем обучать работать на них. На стенде отдельно представлены основные виды камер, работающих в области осуществления транспортной безопасности.

– Как обновилась лаборатория, посвященная средствам досмотра пассажиров, ручной клади и багажа?

– Здесь задействованы два программно-аппаратных комплекса: один имитирует работу интроскопа, который устанавливается на вокзалах, например во Владивостоке, и аэропортах.

В программе заложено большое количество вариантов способов провоза запрещенных предметов, все они подробно изучаются. Обучение длится две недели. Имеется возможность демонстрации реальных образцов различных боеприпасов, взрывчатых устройств, которые используются в обучающем процессе в Институте военного обучения.

Во втором программном комплексе заложена масса модулей: работа с металлодетекторами, со взрывчатыми контейнерами, обнаружение переносными комплексами взрывчатых веществ, работа с переносными рентген-установками и другие. Нашим центром получена лицензия для обучения представителей всех видов транспорта.

– Каковы перспективы дальнейшего развития центра?

– Ректор ДВГУПСа Борис Евгеньевич Дынькин сделал многое для создания этих лабораторий и дальнейшего развития центра. По его инициативе мы планируем развивать психологическое направление. Готовимся обучать специалистов по профайлингу, чтобы они могли в большом скоплении людей определять потенциальных нарушителей. Такой способ обеспечения безопасности популярен в Европе и очень эффективен. Надо отметить, вложения в обучение таких специалистов намного ниже тех, что тратятся на технику. Наши преподаватели-психологи уже прошли обучение в Москве, в Академии комплексной безопасности, и готовы передать знания слушателям центра.

Справка

Дальневосточный учебный центр по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности создан в ДВГУПСе в июле 2012 года. Учебные программы разработаны с учетом решения самых актуальных вопросов, среди которых подготовка специалистов для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, подготовка должностных лиц объектов транспортной инфраструктуры, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, подготовка специалистов технических средств досмотра, контроля доступа, охраны и видеонаблюдения, используемых на железнодорожном транспорте.

Екатерина Крюкова