Наша история

Кафедра «Транспорт железных дорог» образована 01.07.2018 путём слияния кафедр «Локомотивы» и «Подвижной состав железных дорог».

Кафедры механического цикла в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) были созданы в 1943–1944 учебном году. В состав Механического факультета включили три кафедры «Подвижной состав», «Эксплуатация подвижного состава» и «Ремонтные заводы». На этих кафедрах начали подготовку инженеров по трём специальностям: «Паровозы и паровозное хозяйство», «Паровозоремонтные заводы», «Вагоны и вагонное хозяйство» в составе механического факультета.

Кафедра «Вагоны» была создана в 1949 г. в составе Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ).

Первым заведующим кафедрой «Вагоны» был назначен крупный специалист в области вагонного хозяйства, доцент, в последующем профессор, Николай Захарович Криворучко (1949–1964 гг.). Первый выпуск инженеров-вагонников состоялся в 1950 г. в составе 7 человек.

В последующие годы кафедрой «Вагоны» руководили выдающиеся специалисты – к.т.н., профессор М.П. Михалевич (1964–1978 гг.), д.т.н., профессор А.И. Турков (1978–1989 гг.), к.т.н., доцент Харитонов М.И. (1989–1990 гг.), к.т.н., доктор транспорта РФ, профессор Федосеев Ю.П. (1990–2011 гг.), к.т.н., доцент Панкин В.Н. (2011–2013 гг.).

В 1952 году по решению руководства института была образована единая локомотивная кафедра, которая получила название «Паровозы и паровозное хозяйство», позднее, переименованная в «Локомотивы и локомотивное хозяйство».

Дальнейшие изменения в структуре вуза связаны развитием железнодорожного транспорта и переходом на новые виды тяги, так в 1958 году из состава кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» выделилась кафедра «Электроподвижной состав».

В 1965 году решением ГУУЗ МПС в составе ХабИИЖТ были утверждены три локомотивные кафедры: «Тепловозы и тепловые двигатели», «Эксплуатация и ремонт тепловозов» и «Электроподвижной состав».

В различные годы заведующими кафедрой «Электроподвижной состав» были: к.т.н., доцент, Лисин И.П. – один из первых выпускников ХабИИЖТа (1958–1963 гг.), к.т.н., доцент, Феденко Н.И. (1963–1964 гг.), к.т.н., доцент, Дениско Н.П. (1964–1967 гг.), старший преподаватель Зацепин Р.П. (1967–1971 гг.), Дениско Н.П. (1971–1984 гг.), к.т.н., доцент, Кравчук В.В. (1984–1992 гг.), д.т.н., профессор, Давыдов Ю.А. (1992–2015 гг.).

В мае 1988 года было принято решение об объединении двух кафедр «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Эксплуатация и ремонт тепловозов» в одну. Объединённая кафедра получила название «Тепловозы и тепловые двигатели».

В различные годы заведующими кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» были: к.т.н., доцент, Селезнев Д.М., к.т.н., доцент, Воловик Н.М., к.т.н., доцент, Дмитренко И.В. (1975–1987 гг.), к.т.н., доцент, Постол Б.Г. (1987–1993), д.т.н., профессор, Григоренко В.Г. (1993–2013 гг.).

В связи с реорганизацией структуры управления Дальневосточным государственным университетом путей сообщения в 2014 году кафедры локомотивного цикла «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электроподвижной состав» были объединены в одну, названую «Локомотивы», а кафедры «Технология металлов» и «Вагоны» были объединены в единую кафедру «Подвижной состав железных дорог».

Кафедру «Подвижной состав железных дорог» с момента её образования возглавлял д.т.н., профессор, Макиенко В.М. С ноября 2017 г. по июнь 2018 г. обязанности заведующего кафедрой исполнял к.т.н., доцент, Лукьянчук А.В.

С 2015 по 2020 годы кафедру «Локомотивы», а впоследствии и кафедру «Транспорт железных дорог» возглавлял к.т.н., доцент, Пляскин А.К.

С 2020 по 2023 год исполняющим обязанности заведующего кафедрой являлся к.т.н., доцент Яранцев М.В.

С 2023 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой является к.т.н., доцент Трофимович В.В.

Кафедра готовит специалистов по очной и заочной форме обучения по специальности 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог» (специализации: «Грузовые вагоны», «Локомотивы», «Пассажирские вагоны», «Технология производства и ремонта подвижного состава», «Электрический транспорт железных дорог»).

За время своего существования были установлены тесные связи с родственными кафедрами вузов края и России.

Результаты научных исследований сотрудников кафедры нашли отражение и получили одобрение в монографиях, статьях и докладах на университетах, всероссийских и международных конференциях. Научными исследованиями регулярно занимаются на кафедре и студенты, ряд работ которых в последние годы был отмечен дипломами, грамотами, премиями на уровне города, края и России.

В течение всего периода своего существования кафедра постоянно оказывает помощь подразделениям университета. Постоянную помощь коллектив кафедры оказывает предприятиям железной дороги по подготовке и аттестации специалистов. Преподаватели кафедры принимают активное участие в проведении занятий с инженерно-техническими работниками по повышению квалификации. Всё это позволило кафедре неоднократно занимать лидирующие позиции среди кафедр ДВГУПС.

 

Обновлено: 17.11.2023 11:40