Наша история

Подготовка инженеров механиков по специальности «Строительные и дорожные машины» в Хабаровском Институте Инженеров Железнодорожного Транспорта (ХабИИЖТе) началась в семидесятые годы прошлого столетия. В 1971 году из числа абитуриентов подавших заявление по выше названной специальности, и успешно сдавших вступительные экзамены, были сформированы две учебные группы в количестве 50 человек.

К этому времени потребность в инженерах специальности 170900 в регионе, в частности, на транспорте и в строительстве, была огромной. На Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах в редких линейных организациях путевого хозяйства и дистанциях механизации погрузочно-разгрузочных работ трудились специалисты СДМ с высшим образованием. Требовались такие специалисты на строительстве БАМа и нефтегазопроводов в Сибири, паромной  переправе Ванино-Холмск, промышленных объектах в Амурске и других городах.

Много инженеров, специализирующихся в области создания и совершенствования путевых машин и автоматизированных комплексов, их монтажа, наладки, технической эксплуатации и ремонта, требовалось «Проектно-конструкторско-технологическому бюро путевых машин» (ПКТБ) ХабИИЖТа, которое впоследствии стало научно-технической и производственной базой для подготовки инженеров по выше обозначенной специальности.

В 1974 году на механическом факультете ХабИИЖТа для подготовки инженерных кадров, по обозначенной выше специальности, была создана специальная кафедра, «Строительные и путевые машины». Заведующим кафедрой был назначен, а затем избран по конкурсу, к.т.н., доцент (указать где работал) Супрун Петр Петрович. В октябре 1974 года в профессорско - преподавательский состав кафедры были приглашены работники «Проектно-конструкторско-технологического бюро путевых машин» ХабИИЖТа Завгородний Геннадий Васильевич и Леонов Эдуард Александрович, которые, к тому времени, защитили диссертации на соискание ученой степени, кандидат технических наук. На должность механика лабораторий была принята Покрасова Лидия Анатольевна, закончившая МИСИ по специальности «Строительные и дорожные машины» и работавшая в отделе механизации треста «Оргтехстрой» Главдальстроя.

Первый этап становления кафедры «Строительные и путевые машины» характерен интенсивным развитием учебно-лабораторной базы. К разработке и изготовлению лабораторных стендов, образцов и планшетов в большом количестве привлекались работники предприятий и студенты. Главдальстрой передал кафедре токарно-винторезный станок, сварочное оборудование, сверлильный станок и другое слесарное оборудование.

Сложные детали и установки изготавливались в ПКТБ ХабИИЖТа. Большую помощь в развитии кафедры оказывало руководство института. В этот период кафедра ежегодно выставляла по линии СНО на конкурсы самого высокого уровня действующие модели оригинальных устройств механизации строительных работ. Разрабатывалось много методических указаний к лабораторным работам, оформлялись заявки на изобретения. Было налажено тесное сотрудничество с трестами Главдальстроя. В рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике строителей были выполнены и представлены производству целый ряд разработок (оборудование для проходки скважин в мерзлых грунтах, устройство для срезания оголовков свай, уширитель скважин для буронабивные сваи» и многие другие разработки).

В 1975 году существенно расширился штатный состав преподавателей кафедры. На преподавательскую работу перешла Л.А. Покрасова. Чуть позже, после окончания Хабаровского политехнического института (ХПИ) на кафедре начал трудиться Юрий Александрович Гамоля. Из Хабаровского политехнического института на кафедру перешел доцент Ткачук Сергей Афанасьевич. В учебном процессе активно участвовали работники ПКТБ: к.т.н. Александр Иосифович Марголин, который освоил курс «Подъемно-транспортные машины», Иван Федорович Скрипачев, который начал вести новую дисциплину «Технические основы создания машин», Анатолий Дмитриевич Данилюк, Виталий Дмитриевич Кныш и другие специалисты.

В 1976 году состоялся первый выпуск инженеров по специальности «Строительные и дорожные машины», которые были распределены не только по предприятиям Дальневосточного региона, но и за его пределы.

Кафедра продолжала успешно развиваться. В 1977 году на кафедру пришли специалисты первого выпуска Соколов Валерий Борисович и Четырин Игорь Владимирович. В начале восьмидесятых годов, Штарев Сергей Геннадьевич.

Большое внимание кафедра уделяет повышению квалификации своих сотрудников. В 1980 году направлен в очную целевую аспирантуру при кафедре «Строительные и дорожные машины» ЛИИЖТа  В.Б. Соколов (диссертация по проблеме сохранения качества рельсовых звеньев при их перевозке к местам укладки защищена в 1983 году). В 1982 году поступил в аспирантуру МИИТа при кафедре «Механизация погрузочно-разгрузочных и строительных работ» Ю.А. Гамоля (работу по проблеме повышения эффективности конструкции дискофрезерных машин для разработки мерзлых грунтов защитил в 1986 году).

В 1989 году защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме автоматизации звеносборочных процессов на производственных базах путевых машинных станций, С.Г. Штарев. В 1992 году решением ВАК Э.А. Леонову было присвоено ученое звание профессора по кафедре «Строительные и путевые машины». В 1994 году кафедра получила разрешение  на открытие аспирантуры по специальности «05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины».

В 2000 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальности «05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины» и получил грант МПС инженер-конструктор НВЦ «Путевые машины» Алексей Сергеевич Клементов. В 2002 году защитил докторскую диссертацию С.Г. Штарев.

В 1987 году заведующим кафедрой «Строительные и путевые машины» избран доцент Э.А. Леонов, который, сохраняя лучшие традиции и опыт коллектива кафедры, направлял свою работу на развитие производственной базы кафедры, связей кафедры с дорогами Дальневосточного региона. Были открыты филиалы кафедры «Строительные и путевые машины» в управлении механизации №1 треста «Строймеханизация» Главдальстроя, в ПКТБ ХабИИЖТа, в ПМС-186 на ст. Корфовская, в ПЧ-5, ст. Хабаровск-1 ДВЖД и в других организациях.

Стремительный переход экономики страны на рыночные отношения и спад производства быстро меняли приоритеты в оценке и выборе первоочередных задач развития кафедры «Строительные и путевые машины». Тем не менее, высокий потенциал кафедры в непростые годы перестройки удалось сохранить и преумножить. Демократические условия деятельности кафедры позволяли каждому  сотруднику активно искать эффективное приложение своих усилий и способностей в новых условиях жизни. На кафедре остались специалисты, преданные делу подготовки инженеров-механиков. Многие пытались начать свою трудовую карьеру на кафедре, но ноша оказалась не по плечу, несмотря на самую доброжелательную поддержку. Уходили главным образом в коммерческие структуры, где материальные стимулы были несоизмеримо более привлекательными. Попытки организовать при кафедре свои ООО по ремонту и диагностированию автомобилей или по техническому обследованию грузоподъемных машин не получили развития. Всего четыре года проработали кафедральные курсы водителей (в рамках вузовской программы), но оказались слишком затратными.

По мере роста экономики и увеличения перевозок железные дороги нашего региона стали централизовано оснащаться современной путевой техникой, и потребовались кадры, умеющие и желающие работать с этой техникой. Кафедрой «Строительные и путевые машины» были разработаны программа и учебный план подготовки машинистов лицензионных машин типа ВПР и ВПРС, заключены договоры с Дальневосточной и Забайкальской железными дорогами о целевом оснащении лабораторий современным оборудованием.

Начиная с 1999 года, постоянно действующими стали курсы машинистов. Большую помощь в организации и проведении курсов оказали главный инженер ДВЖД В.А. Крапивный, зам. начальника ДВЖД А.П. Бокарев, начальник отдела механизации службы пути А.В. Козерод, начальник СТО службы пути В.Д. Матвеев. На курсах ВПР и ВПРС машин совместно с кадровыми работниками дорог успешно обучаются и получают права машиниста наши студенты-дипломники, имеющие договоры с дорогами о трудоустройстве.

Потенциальные возможности коллектива кафедры «Строительные и путевые машины», а также ведущих специалистов ОКБ «Путевые машины» позволили организовать постоянно действующие 5-ти недельные курсы подготовки машинистов-операторов звеносборочных и звеноразборочных комплексов, которые окончили более 150 работников Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железной дороги.

В апреле 2001 года заведующим кафедрой избран директор Института тяги и подвижного состава ДВГУПС доцент Гамоля Ю.А. Наступил период интенсивного материально-технического переоснащения лабораторий на современной компьютерной базе. В этом большую помощь оказывают предприятия ДВЖД. Руководство отрасли выделило средства на приобретение компьютерного класса. Большой импульс в повышении качества подготовки выпускников и переподготовки специалистов придало участие кафедры в инновационной образовательной программе.

Кафедра «Строительные и путевые машины» с благодарностью вспоминает своего первого руководителя, заслуженного изобретателя России, почетного академика АТ РФ, почетного железнодорожника, доктора транспорта, замечательного организатора и педагога Петра Петровича Супруна, сумевшего создать творческий коллектив единомышленников.

За годы работы кафедры было подготовлено около 2000 специалистов по очной и заочной формам обучения. Получено более 200 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Кафедра «Строительные и путевые машины» имеет современную лабораторную базу с действующими образцами оборудования, вычислительный центр, филиалы при ОКБ «Путевые машины», ПМС-317. Помещения учебных аудиторий кафедры и семи лабораторий после капитального ремонта имеют должный вид и оснащены современной орг. техникой, учебными и научно-исследовательскими стендами и аппаратурой.

Кафедра «Строительные и путевые машины» являлась выпускающей по специальностям «Транспортно-технологические системы» и «Транспортно-технологические комплексы». Студенты-дипломники ежегодно участвуют во всероссийских олимпиадах и конкурсах выпускных квалификационных работ, всегда занимая при этом призовые места.

В 2014 году по приказу ректора №524 «О реорганизации кафедр университета» от 14 октября 2013 года, путём объединения в состав кафедры «Строительные и путевые машины» вошла кафедра «Детали машин» Института тяги и подвижного состава. При этом объединённая кафедра получила название «Транспортно-технологические комплексы».

История возникновения и деятельность кафедры «Детали машин», в составе факультета механизации путевых и строительных работ начинается с начала существования Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, открытого 1 сентября 1939 года.

В то время кафедра вела две инженерные дисциплины – «Детали машин и основы конструирования» и «Грузоподъемные механизмы и непрерывный транспорт». Эти дисциплины были и до сих пор остаются фундаментальными для общетехнической подготовки инженеров. Не случайно автор первого российского учебника по грузоподъемным машинам профессор И.А. Вышнеградский говорил, что «кто умеет строить краны, тот сумеет любую машину построить». Один лишь перечень разделов курса деталей машин занял бы целую страницу, назовем лишь некоторые, на основе которых формировались новые дисциплины и специальности: трубы и трубопроводы, запорные приспособления, поршни, поршневые штоки, сальники, шатуны, цилиндры, лопатки, барабаны, диски и колеса двигателей и машин орудий.

Первый состав кафедры «Детали машин» включал четыре человека – три преподавателя и инженер. Обязанности зав. кафедрой выполнял доцент Грибанов, а с 1942 года доцент Кукибный А.Л. С 1943 года на кафедре появляется еще одна дисциплина «Теория механизмов и машин». В это время по причине военных действий учебный процесс вели всего два преподавателя - доцент Кукибный А.Л. и ст. преподаватель Зеленков Я.Н., в дальнейшем исполняющий обязанности зав. кафедрой. Далее кафедру возглавил доцент Высоцкий Д.Т. умелый организатор, ученый и замечательный педагог. На нашей памяти за годы обучения остались лишь два преподавателя, которые умело, творчески делали сложные рисунки узлов и целых конструкций кранов только мелом без чертежных инструментов – доцент Высоцкий Д.Т. и доцент Зингерман – кафедра «Теоретическая механика».

Становление и развитие кафедры «Детали машин» связаны со многими выдающимися учеными. К ними, в первую, очередь следует отнести доцента Кукибного А.Л., основоположника кафедры, доцентов Высоцкого Д.Т., Журавлева А.М, доктора технических наук, профессора Даньшина Ю.В. Продолжая заложенные традиции, кафедру возглавляли: доцент Козерод Ю.В., доцент Дрыгин В.В., доцент Поспелов А.И.

Даньшиным Ю.В. совместно с профессором кафедры «Теоретическая механика» Дорониным В.И. была создана новая научная школа по проектированию механизмов по динамическим свойствам. Результаты полученных исследований нашли свое отражение в диссертационной работе Поспелова А.И., а значимость иллюстрирует тот факт, что при кафедре был создан научный центр Отделения «Теория и практика балансировочной техники» Академии проблем качества. Под руководством Даньшина Ю.В. кафедра была пионером в Вузе в вопросах применения компьютерных технологий в учебном процессе. С его именем связано и начало серьезных работ по проблемам Высшей школы. Даньшиным опубликовано более 40 научных работ, получено около десяти авторских свидетельств и патентов на изобретения.

В различные годы на кафедре «Детали машин» работали замечательные преподаватели: выпускник 78 школы с золотой медалью Селуянов Леонид Васильевич; участник ВОВ и орденоносец Шедель Алексей Владимирович, а также Гусев Василий Павлович, Широких Василий Васильевич, Шатилов Анатолий Васильевич.

Большая заслуга в организации и развитии лабораторий кафедры принадлежит ст. преподавателю Шеделю А.В. Им, совместно со ст. преподавателем Широких Н.Т., в нашем вузе была создана лаборатория взаимозаменяемости и технических измерений. В настоящее время на кафедре услугам студентов предоставлены три специализированные учебные лаборатории оснащенные современным оборудование.

Доцент Поспелов А.И. работает над созданием методики проектирования рычажных механизмов по различным динамическим свойствам. Результаты исследования нашли реальное воплощение при апробации структурных схем механизмов и защищены авторским свидетельством. В настоящее время ведется создание конструкции механизма для изменения степени сжатия в ДВС.

Доцент Дрыгин В.В. работал над совершенствованием существующих и разработкой новых методов уравновешивания рычажных механизмов. Он также является пионером кафедры по подготовке и изданию курса лекций и учебного пособия «Основы прикладной механики» совместно с Яворским Н.И. Последняя работа признана лучшим учебным изданием в номинации «Техника и технологии» на Втором Дальневосточном региональном конкурсе «Университетская книга - 2009».

Доцент Шубин С.И. занимался вопросами использования компьютерных технологий при решении инженерных задач. Являясь ведущим специалистом по применению ЭВМ, Шубин С.И. постоянно привлекал к исследованиям студентов. Так студенты 137 гр. Бондаренко Д.А. и Васильев Д.А. в 2005 г. награждены дипломами международной научной конференции.

Идеи разработки новых технологий обучения и совершенствования методического обеспечения студентов, предложенные доктором технических наук Ю.В. Даньшиным нашли свое отражение в последующих работах, выполненных сотрудниками кафедры «Детали машин»: «разработка методики интенсификации применения технических средств при изучении дисциплин кафедры (1986 г.), «Совершенствование планирования самостоятельной работы студентов» (1991 г.), «Применение деловых игр по дисциплинам кафедры» (1996 г.), «Организация модульного обучения студентов в межсессионной период» (2001 г.), «Разработка новых технологий обучения и методического обеспечения студентов ИИФО по «Прикладной механике» (2003 г.), «Исследование результатов использования ПЭВМ в учебном процессе кафедры (2005 г.), «Оценка студентами качества образовательных услуг, предоставляемых ДВГУПС» (2009 г.). Работа за 2003 год была номинирована как лучшая по проблемам Высшей школы и поощрена руководством университетом.

Студенческие научные школы, руководимые ст. преподавателем Коноваловой Ф.Г., доцентом Козеродом Ю.В., Поспеловым А.И. стабильно занимали призовые места на региональных и республиканских олимпиадах, а исследовательские студенческие работы Шибаева С.П. и Маркита В.П., научный руководитель доцент В.В. Дрыгин, и Иванова С.В., научный руководитель ст. преподаватель А.В. Шатилов получили награды высших достоинств на республиканском конкурсе 2003 г. По результатам студенческих исследований получены десятки дипломов.

На кафедре постоянно выполнялись хоздоговорные НИР по разработке средств механизации для предприятий промышленности по ремонту подвижного состава. По заказу управления ДВЖД был спроектирован грузовой лифт, до сих пор успешно работает подъемник в библиотеке ДВГУПС, по просьбе кафедры «Вагоны» был разработан проект стенда для испытания дисковых тормозов при скоростях движения подвижного состава до 300 км/час. Создание данного стенда и проводимые исследования позволили сотрудникам кафедры «Вагоны» защитить докторскую и ряд кандидатских диссертаций. Технические возможности данного стенда позволяли и в дальнейшем вести НИР в условиях повышения скоростей подвижного состава и изменения условий его эксплуатации.

Постоянно совершенствуется научно-преподавательское мастерство сотрудников кафедры. В 2011 году молодой преподаватель Белоус Т.В. успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В настоящее время работают на кафедре доцентом.

В 2017 году в состав кафедры «Транспортно-технологические комплексы» вошла часть кафедры «Подвижной состав железных дорог», преподаватели которой ранее входили в состав кафедры «Технологии металлов».

Кафедра «Технология ме­таллов» была одной из первых, начавших учебный процесс в стенах хабаровского института: приказом ректора № 74 от 11 августа 1940 г. она вместе с кафедрами «Высшая математика», «Физика», «Химия», «Термодинамика и теплотехника» была прикреплена к факультету «Паровозное хозяйство». Исполнение обязанностей заведующего кафедрой приказом № 77 от 15 августа 1940 г было возложено на декана паровозного факультета, доцента Мальцева Михаила Даниловича. В последующие годы кафедру возглавляли: Семерников А.Д. (1946-1950 гг.), Торопчинов Н. А. (1950-1959 гг), Филиппов Н.Г. (1959-1967 гг.), Гуща И.М. (1967-1974 гг.), Кузнецов В. И. (1974-1980 гг.), Бабенко Э.Г. (1980-2001гг.) С 2001 г. и по настоящее время – Макиенко В.М.

В 1952 году за кафедрой были закреплены институтские учебные мастерские, располагавшиеся в цокольном этаже, а затем в специально построенном для них здании. В 1953 году (приказ № 232 от 31.08) в штатное расписание кафедры были введены должности зав. учебными мастерскими, зав. лабораторией, ст. лаборанта и лаборанта. Штат преподавателей к этому времени составлял три человека.

В 1954-1955 годах был сдан в эксплуатацию главный учеб­ный корпус, в который кафедра перебазировалась с двумя учебными лабораториями.

К 1960 году на ней работали уже 7 преподавателей (3 доцента, 2 ст. преподавателя, 2 ассистента), начальник учебных мастерских, зав. лабораторией, 2 лаборанта, 6 учебных мастеров и 5 квалифицированных рабочих. В 1981 году после постройки четвертого обще­жития и переселения туда студентов северного крыла общежития № 1, последнее начало переоборудоваться в учебный корпус № 2. Первыми освоили это здание кафедры «Технология металлов», «Строительные и путевые машины» и «Строительство железных дорог».

Кафедра имеет учебные и научно-исследовательские лаборато­рии, учебные мастерские, состоящие из механического цеха с полутора десятком металло­обрабатывающих станков, двух сварочных и слесарного участков, где все студенты первого курса механических специаль­ностей по окончании получают рабочую профессию с выдачей удостоверения.

Главное внимание преподавательский состав уделяет повышению качества учебных занятий. Все дисциплины обеспечены учебно-методическими пособиями, которые ежегодно обновляются и пополняются вновь разработанными. Лаборатории располагают необходимым оборудованием.

Значительное внимание уделяется научно-исследовательской работе.

Здесь можно отметить два основных направления:

  • разработка, изготовление и внедрение на производстве оборудования и прогрессивных технологий восстановления деталей подвижного состава;
  • создание новых перспек­тивных сварочно-наплавочных материалов из местного минерального сырья.

Начиная с 1980 года, на предприятиях Дальневосточной и Забайкальской железных дорог внедрено более сорока разработок кафедры.

Наличие фундаментальной тематики позволило открыть при кафедре аспирантуру, в которой в настоящее время обучаются два выпускника университета.

Тесные связи установлены с родственными кафедрами вузов края и России, а так же с научно-исследовательским институтом материаловедения ДВО РАН, с которым создана совместная лаборатория порошковой металлургии и электрофизических методов обра­ботки материалов. Она оснащена современным оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр экспериментальных поисковых работ. Результаты научных исследований сотрудников кафедры нашли отражение и получили одобрение в двух монографиях, десятках статей и докладов на университетских, всероссийских и международных конфе­ренциях.

Научными исследованиями регулярно занимаются на кафедре и студенты, ряд работ которых в последние годы был отмечен дипломами, грамотами, премиями на уровне горо­да, края и России.

В течение всего периода своего существования кафедра постоянно оказывает помощь подразделениям университета, подшефным организациям, городу, краю. В 1962 году по заданию краевой власти была подготовлена и выпущена группа инженеров-технологов машиностроения. Постоянную помощь коллектив кафедры оказывает ДВЖД по подготовке и аттестации сварщиков, регулярно проводятся занятия в центре повышения квалификации

Ежегодно более сотни заявок подразделений университета реализуют учебные мастерские.

В настоящее время, объединив три коллектива в единое целое, кафедра «Транспортно-технологические комплексы» существенно расширило свои возможности в плане подготовки молодых специалистов, научно–исследовательской, проектно– конструкторской деятельности, и по целому ряду других направлений. Кафедра является выпускающей по направлениям «Наземные транспортно-технологические средства», «Наземные транспортно-технологические комплексы», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Машиностроение».

При кафедре действует аспирантура, которую закончили и успешно защитили диссертации целый ряд сотрудников университета и кафедры.

Однако при всем достигнутом, потенциал кафедры далеко не исчерпан. Коллектив кафедры уверенно движется вперед, приумножая свои достижения.

Обновлено: 14.03.2022 14:27